СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1.Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.2.Особенности художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте…14
1.3.Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)…25
Выводы по главе I…31
ГЛАВА II. Проведение экспериментальной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2.1. Методики экспериментальной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…33
2.2. Художественно-эстетическое развитие детей с задержкой психического развития через специально организованные занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник…38
2.3. Результаты экспериментальной работы…43
Выводы по главе II…44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…50
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного и дошкольного образования относится художественное и эстетическое воспитание.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Ситуация развития общества, обостряющиеся процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости углубления художественно-эстетического образования дошкольников и школьников.
Художественно-эстетическое воспитание – воспитание средствами искусства. Именно искусство должно выступить для подрастающего поколения «защитным поясом», охранить ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости и могут нанести личностные и психологические травмы, став источником агрессивного поведения детей. Все виды искусств формируют в личности мировоззрение, систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, настраивают личность на самосовершенствование, самообразование и гармонию отношений с природой.
Среди проблем, связанных с воспитанием детей, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о дошкольном художественно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В современное время в структуре дополнительного образовательного процесса особая роль отводится художественно-эстетическому воспитанию дошкольника с ЗПР, как важнейшему средству становления и развития творческой личности.
Художественно-эстетическое воспитание необходимо осуществлять в комплексе со всеми задачами развития и обучения таких детей, формируя у них такие качества, как внимание, собранность, целеустремлённость, работоспособность, творческое отношение к труду, умение работать и жить в коллективе.
Все виды воспитательных предметов должны проходить параллельно. В воспитательном процессе, по определению В.А. Сухомлинского, нужна «гармония педагогических действий». Только при этом условии возможно достижение главной цели – воспитание творческой всесторонне развитой личности.[1].
На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.
А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у старших дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».
Исходя из актуальности данной темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся в разработке теоретических и практических аспектов художественно-эстетического воспитания дошкольников старшего возраста с ЗПР.
Объектом нашего исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а предметом – экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию таких детей.
База исследования – ДОУ № 192 г. Челябинска.
Для реализации цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу: процесс художественно-эстетического воспитания старших дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
-обеспечение программно-дидактическим материалом;
-создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;
Проблема, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:
-изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования;
-изучение теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
-изучение экспериментальной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
-подведение итогов экспериментальной работы;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
-теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию);
-экспериментальные (подготовка и проведение занятий по художественно-эстетическому воспитанию);
-эмпирические (наблюдение, оценка результатов экспериментальной работы);
Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С.Выготский, Д.А.Леонтьев, А.А.Мелик, Б.М.Неменский, Е.М.Торошилова, А.Н.Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А.Вершинина, Н.М.Зубарева, Т.С.Комарова, Р.А.Мирошкина и др.).
Практическая значимость работы заключается в разработке методики экспериментальной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объем и структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Не нашли готовую?