Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Художественно-эстетическое восприятие детей старшего дошкольного возраста

Артикул:  09426
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые курсовые работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  21  стр.
Стоимость:  490   руб.

Краткое описание


План

Введение....2

Глава.1. Теоретические основы исследования эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста...8

1.1.Сущность эстетического и художественного восприятия у детей дошкольного возраста...8

1.2.Задачи, направленные на пробуждение у детей эмоциональной   отзывчивости к картинам и иллюстрациям...11

1.3.Возрастные особенности эстетического восприятия детьми изобразительного искусства...12

Глава.2. Эмпирические исследования художественного и эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста...16

2.1.Исследования уровня восприятия детей  подготовительной группы...16

2.2.Методики проведения уровня восприятия и наблюдательности у детей...18

Заключение...25

Список используемой литературы...27

Приложение....29

 Введение

Искусство  играет огромную роль в формировании  духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии  явлений жизни и природы сквозь призму человеческих чувств, в  восприятии явлений жизни и  природы сквозь призму человеческих отношений.

Произведение  подлинного искусства – всегда  чудо. Даже когда все в нем  кажется простым и ясным. Чудо  потому, что самое простое, и  самое сложное в искусстве всегда поражает: как, по каким  неведомым нам законам могли  родиться в уме и сердце художника, затем воплотиться в красках, звуках или в словах эти чудесные образы? Чудо потому, что встреча с произведением большого искусства рождает у нас переживания, мысли чувства, природу которых очень трудно объяснить. Чудо, потому, что дает художник. (3)

А.И. Буров,  Б.С. Мейлах, М.С. Каган, С.Х. Раппорт  и др. рассматривают эстетическое  восприятие искусства как целостную  систему и выделяют основные ее компоненты: 1) объект-художественное  произведение; 2) субъект, воспринимающий произведение искусства, человек; 3) процесс эстетического восприятия, зависящий от объекта искусства и специальной подготовленности субъекта. 

А.А. Люблинская считает, что восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств, совокупность ощущений. 

Однако  способность к художественному  восприятию не появляется сама  по себе. Она – результат развития  индивида. Отечественный психолог  Б.М. Теплов отмечал: «Художественное  полноценное восприятие – это умение, которому надо учить этому способствует расширение и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному».

В восприятии  художественного образа особая роль принадлежит воображению и образному мышлению. Т.Б. Лихачев и Е.В. Квятковский указывают, что развитее образного мышления может идти от простого образа-представления к эстетическому общению; восприятия цельного образа как единичного явления – к пониманию содержащихся в нем обобщений, раскрытию их внутреннего, глубокого смысла. (4) 

Искусство  начинается с удивления. Умение  удивляться (казалось бы обыденному), и есть начало творчества. Творчества  во всем... Маленький человечек,  пришедший в этот мир, еще умеет удивляться, по мере взросления удивление уступает место, как это ни печально, обыденности и привычности...

Во многом  виноваты и мы, взрослые, которые  давно перестали видеть мир  как дети... Это то, о чем очень  хорошо сказал Эзейнштейн: «Двое смотрят вниз: один видит лужу под ногами, другой – звезды, отраженные в ней...». (1)

Пути решения проблемы развития личности, намеченные П.П. Блонским, Л.С. Выготским, развернул и углубил А.Н. Леонтьев, который писал, что «в изучении развития психики ребенка следует исходить из развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни...». В художественной деятельности преобладает, как замечает А.И.Буров, эмоционально-образное начало, а ее функция состоит в формировании отношения человека к действительности с точки зрения норм красоты (совершенство, гармония) и художественно-эстетического идеала как видения и переживания дисгармонии сущего и должного (как в окружающем мире, так и в себе самом)  и стремлении к преодолению этого разрыва. Опираясь на работы П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин

Исследования педагогов и психологов показывают, что младший дошкольный возраст заключает в себе большие возможности для развития у детей восприятия и представлений. Интерес к окружающему миру у детей двух-четырёх лет очень велик. Ребёнка привлекают звуки и краски природы. Малыши очень любят игрушки и книжки с картинками. Но могут ли они достаточно полно и глубоко воспринимать всё это без соответствующей подготовки, без помощи взрослых? К сожалению, нет. 

"Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе. Она тем более необходима, что все упущения в духовной жизни ребёнка, и особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько ни бейся, или эти эмоции, пробудившись, наконец, носят поверхностный характер" (8). 

Поэтому только от воспитателей и родителей зависит развитие восприятия ребёнка. И они должны сделать всё возможное, чтобы малыш увидел, как прекрасен окружающий мир, полюбил его. 

Актуальность проблемы:

Актуальность исследования. Формирование гармоничной  личности - непреходящая проблема педагогики. Истоки проблемы уходят далеко вглубь истории, но актуальность ее не исчезает в связи с изменением мира в целом, развитием цивилизации, сменой общечеловеческих ценностей в различные исторические эпохи и в различных социально-политических системах. На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Человечество столкнулось с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, с утратой ценности общечеловеческих отношений, надвигающейся экологической катастрофой, пренебрежением к огромным пластам человеческой культуры, обострившимися особенно к концу 20 века в нашей стране. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из сложившейся ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром. 

Современная дошкольная педагогика, ориентируя свои разработки на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и формирование у ребёнка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира (природы, культуры, истории и т.п.), стратегической целью воспитания определяет формирование базиса личностной культуры, приобщение ребёнка к общечеловеческим, непреходящим, духовным ценностям: 

• к человеку, к самому себе и  человечеству в целом; 

• к природе; 

• к рукотворному миру; 

• к культуре (искусству). 

В соответствии с психолого-педагогической концепцией дошкольного воспитания базис личностной культуры является средоточием общечеловеческих ценностей (красоты, добра, истины и др.) и средств жизнедеятельности (представлений о действительности, способов активного воздействия на мир, проявлений эмоционально-оценочного отношения к происходящему). Базис личностной культуры - человеческое начало в человеке, условие формирования и проявления эмоционально-оценочного отношения к миру. 

Раскрывая механизмы реализации личностно-ориентированной модели, авторы выделяют специфику отношений к ценностям (природе, человеку и т.п.), так называемые ценности переживания: "величие и красота природы, близость ко всему живому, близость к предметам и явлениям окружающего мира, одушевление их, переживание чувства красоты в собственной творческой деятельности" [12]. 

В дошкольной педагогике сложился достаточно широкий арсенал средств приобщения ребенка к эстетической и художественной культуре. 

Применительно к предмету нашего исследования среди них особо следует отметить искусство. В процессе эстетического и художественного восприятия на основе сопереживания рождается сочувствие, содействие, расширяется палитра разнообразных чувств (эстетического, художественного характера), наслаждение творчеством как проявлением духовных сил человека. Педагогическая  значимость проблемы адекватности, восприятия художественного образа, созданного художником, в единстве  всех его составляющих: формы,  содержания, личности творца. И от  степени развития способности все это «взять» для себя, поняв и осмыслив, способности уловить весь этот сплав, будет зависеть адекватность восприятия. Это означает, что чем развитее способность восприятия художественного образа, тем оно будет адекватнее его объективно-субъективной природе (ми образа + мир творца), тем большей идейно-эмоциональный мир попадает в «поле зрения» воспринимающей личности. Отсюда ясно, что восприятию надо «учить»: полноценное восприятие требует совершенства воспринимающего, то есть развития сферы механизмов восприятия для свободной игры «воображения и рассудка» (И. Кант)

Цель исследования: выявить особенности эстетического и художественного восприятия как эффективные способы и средства их формирования у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования:  эстетическое и художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

Предмет исследования: педагогические условия формирования эстетического и художественного восприятия детей дошкольного возраста. 

Задачи исследования:

1.Изучить возрастные особенности эстетического и художественного восприятия   детьми художественных произведений. 

2.Определить педагогические условия, оптимально способствующие формированию эстетического и художественного восприятия. 

3. Осуществить теоретический сравнительный анализ проблемы развития эстетического и художественного восприятия детей старшего.

4.Разработать и апробировать серию мероприятий по развитию восприятия детей старшего дошкольного возраста для ознакомления с произведениями искусства 

Основные методы исследования:

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический  анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы; экспериментальные: формирующий контрольный эксперимент; диагностические методы: наблюдение, творческие задания.

...
...

Способы оплаты: