Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Исследование психологических характеристик устной речи детей старшего дошкольного возраста

Артикул:  02755
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые курсовые работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  53  стр.
Стоимость:  490   руб.

Краткое описание


Cодержание

Введение…3
Глава 1. Психологические характеристики устной речи детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Понятие речи…7
1.2.Виды речи. Психологические характеристики устной речи….8
1.3.Возрастные особенности детей дошкольного возраста и  психологические характеристики  их устной речи…15
Глава 2. Исследование психологических характеристик устной речи детей старшего дошкольного возраста на примере ДОУ № 392 г. Челябинска.
2.1.Цель исследования…29
2.2.Методика исследования психологических характеристик устной речи детей дошкольного возраста…29
Заключение..50
Список использованной литературы..53

Введение

Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит для нас носителем языка, важнейшим инструментом мышления.

Устная речь широко используется в общественно-трудовой жизни, в быту. Сфера ее применения непрерывно расширяется благодаря развитию таких современных средств связи, как телефон, радио и телевидение, позволяющих передавать устную речь на большие расстояния. Именно поэтому «в многогранном воспитательном процессе, осуществляемом в специальных дошкольных учреждениях для детей особое внимание, помимо общего развития ребенка, подготовки детей к школе, уделяется формированию у дошкольников устной речи, так как овладение речью является предпосылкой успешного развития детей в дальнейшем» [17, стр. 4].

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Таким образом, на сегодняшний день тема курсовой работы «Исследование психологических характеристик устной речи детей старшего дошкольного возраста» является актуальной.

Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников, — Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин.

В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования), выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников (Ф. А. Сохин).

Основные задачи развития речи — воспитание ее звуковой культуры, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связным высказываниям — решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в монологе, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание являются главными задачами речевого воспитания дошкольника.

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составляющей частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводит к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.

Речевое воспитание рассматривается в наших исследованиях как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением, т.е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамотности и др., а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект.

Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая развивающая технология, которая направлена на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге — развитие связной монологической речи в целом.

Ведущим принципом при построении этой системы служит взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Отсюда вытекает необходимость преемственности в решении речевых задач. Выделяются две формы обеспечения преемственности в развитии речи дошкольников: линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако в этом усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений.

Таким образом, особую актуальность приобретает проблема определения приоритетных линий изменения содержания и структуры каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.

Цель исследования – провести исследование психологических характеристик устной речи детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является  устная речь.

Предметом исследования являются психологические характеристики устной речи дошкольников старшего возраста. 

Субъектом исследования являются дошкольники старшего возраста.

Цель определила решение следующих задач:

1.Дать понятие речи.

2.Охарактеризовать виды речи. 

3.Рассмотреть психологические характеристики устной речи.

4.Охарактеризовать возрастные особенности детей дошкольного возраста и  психологические характеристики  их устной речи.

5.Провести исследование психологических характеристик устной речи детей старшего дошкольного возраста на примере ДОУ № 392 г. Челябинска.

Методами психолого-педагогического исследования являются:

1.эмпирические – методы педагогических наблюдений (специализированное наблюдение, включенное наблюдение, сплошное и выборочное); изучение документов (письменных, статистических, монографических,; фонетические,; изучение и обобщение педагогического опыта (педагогическое мастерство, новаторство, педагогические инновации);  метод обобщения независимых характеристик; метод интервью и беседы, метод анкетирования,  метод рейтинга; метод самооценки – актуальность ретроспективная; метод педагогического консилиума; метод диагностирующих контрольных работ; метод педагогического эксперимента; научная экспедиция .

2.теоретические – моделирование; сравнительно-исторический анализ; причинно-следственный анализ; монографический метод; анализ; синтез; анализ и синтез; сравнение; абстрагирование; конкретизация; обобщение; индукция и дедукция.

База исследования – исследование проводилось на базе ДОУ № 392 г. Челябинска. Эксперимент проводился в средней и старшей возрастной группах дошкольников. Возраст  студентов – 5-6 лет.

Практическая значимость исследования заключается в построении процесса формирования речи для основ успешного обучения в школе, решений задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. 

...
...

Способы оплаты: