Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Сущность категорий «ценность» и «труд»…6
1.2.Характеристика принципов трудового воспитания…12
1.3.Средства и методы трудового воспитания…17
1.4.Особенности организации труда в младшем школьном возрасте…22
ГЛАВА.2.ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ТРУДА И ПРОФЕССИЙ
2.1.Описание и результаты экспериментального исследования...29
2.2.Исследование отношения к труду среди младших школьников…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…41
ПРИЛОЖЕНИЯ...43
ВВЕДЕНИЕ
Человек преобразует мир посредством труда - физической, интеллектуальной деятельности, направленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей. Труд выполняет практическую (создание материальных, духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека), развивающую (развитие личности в процессе активного включения человека в трудовой процесс) и воспитательную (формирование общественное и личностно ценных качеств человека, его морально-эстетического отношения к жизни и деятельности) функции. Воспитательная функция труда реализуется в процессе трудового воспитания детей младшего школьного возраста.
Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования у детей трудовых навыков и умений, уважения к труду взрослых, привычки к трудовой деятельности.
Особое значение в субъектно-деятельностной парадигме образования в приобретает проблема воспитания у подрастающего поколения ценностных смыслов, в частности ценностного отношения к труду, которая обусловлена изменением сущности понятия «труд», разрушением в обществе его устоявшихся категориальных, содержательных и формальных признаков. Предварительный анализ социально-педагогических и психологических исследований подтверждает, что в подавляющем их большинстве содержание понятия «труд» рассматривается в контексте ознакомления с трудом взрослых и формирование определенных трудовых навыков.
Одновременно, воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к труду требует осознания понятия «труд» как преодоление препятствий в любой умственной физической деятельности, моральной ситуации, приложения волевых усилий и самосовершенствования, что является важным условием формирования внутренней мотивации, настойчивости, ответственности и целеустремленности личности.
Воспитание у младших школьников ценностного отношения к труду является центральной проблемой нашего исследования.
Стоит отметить, что очень часто младшие школьники имеют весьма смутное представление о мире современных профессий взрослых. В связи с этим работа по ознакомлению с профессиями стала актуальной. Ее разрешение мы нашли в трудах В. И. Логиновой, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой. Которые отмечают, что: «Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду».
В работах Л.П. Носковой, О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой, А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой и других авторов, исследовавших вопросы трудового воспитания детей, отмечается, что педагогически правильно организованное трудовое обучение и воспитание является эффективным средством развития умственной и физической деятельности.
Детские образовательные учреждения при организации системы работы по формированию у детей младшего школьного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости используют разнообразные формы (занятия, прогулки, экскурсии, развлечения, методы, приемы, среди которых выделяют: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки); игру (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
Гипотеза исследования. Включение в урочную и внеурочную деятельность системы трудовых заданий и упражнений будут способствовать воспитанию ценностного отношения к труду у детей младшего школьного возраста.
Противоречие ситуации состоит в том, что среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения не всегда стоят на первом месте. При этом педагогами отмечается приоритет формирования знаний о социальной действительности, центральным звеном которого являются знания о трудовой деятельности людей.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему воспитания ценностного отношения к труду у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс трудового воспитания школьника.
Предмет исследования: содержание и методы воспитания ценностного отношения к труду у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
-Конкретизировать понятия ценностного отношения к труду у детей младшего школьного возраста;
-Определить содержание и выявить современные формы, методы и средства ценностного отношения к труду у детей младшего школьного возраста;
Базой исследования является МКОУ "Аминевская СОШ", в котором принимали участие 20 детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы: данные исследования можно использовать в практике работы школы.
Не нашли готовую?