Содержание
Введение...4
Глава I. Теоретические основы формирования трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста...7
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста...7
1.2.Роль поручений в формировании трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста...9
1.3.Методы и формы формирования трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста...12
Выводы по первой главе...15
Глава II. Опытно-экспериментальные работы по формированию трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста...16
2.1.Изучение уровня сформированности трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста...16
2.2.Организация и проведение формирующего этапа эксперимента по формированию трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста...18
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста...22
Выводы по второй главе...25
Заключение...26
Список литературы...28
Приложение...31
Приложение 1...31
Приложение 2...33
Приложение 3...34
Приложение 4...35
Введение
В психолого-педагогической литературе большое место отводится проблеме трудовой деятельности, как средство развития самостоятельности ребенка. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
В настоящее время растет число экспериментальных исследований в данной области. Многие педагоги такие как Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, Л.В. Куцакова и другие, считают, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.
В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.
Учитывая, что в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполнению разнообразных поручений. В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду, связанных с трудом в уголке природы, с различным хозяйственно – бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада.
Таким образом важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы курсовой работы: «Формирование трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста».
Цель: выявить педагогические условия, способствующие формированию трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: поручения как средство формирования трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: формирование трудовых умений у детей младшей группы окажется более успешным при условии:
трудовые поручения будут предлагаться детям и в первую и во вторую половину дня;
содержание поручений будет по разным видам труда (самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе).
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста.
2.Определение уровня формирования трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста.
3.Экспериментальное обоснование педагогических условий, способствующих формированию трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста.
4.Разработка практических рекомендаций по формированию трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста для родителей или воспитателей.
Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов:
- беседа;
- наблюдение;
- опытная работа;
- педагогический эксперимент;
- теоретический анализ литературы.
База исследования: МДОУ № ______ г. Челябинска.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Не нашли готовую?