Оглавление
Введение…3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экономической культуры у учащихся НПО.
1.1.История развития представлений о формировании экономической культуры у учащихся. Понятие и виды экономической культуры…6
1.2.Методы и формы формирования экономической культуры у учащихся НПО.
Вывод по 1 главе…13
Глава 2. Опытно-практическая работа по исследованию экономической культуры у учащихся НПО.
2.1. Цели и задачи опытно-практической работы…20
2.2. Диагностика…21
2.3. Методические рекомендации по проблеме исследования…27
Вывод по 2 главе…35
Заключение…37
Библиографический список…40
Введение
Актуальность. Современное общество требует высокого уровня организации экономической жизни и адекватного ей уровня профессионализма всех участников социально-экономического процесса. Высокие требования предъявляются не только к профессиональной подготовке специалиста любого профиля, но и к его духовно-нравственному облику, отношению к коллегам, обществу и окружающей среде.
Поэтому важным компонентом начального профессионального образования становится личная культура выпускника, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры. А в условиях переходной экономики России особо актуальной стала проблема формирования адекватной экономической культуры.
Под формированием экономической культуры понимается выработка ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности.
Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, она — одно из необходимых условий становления гражданской позиции личности. В целостном педагогическом процессе решается ряд задач формирования экономической культуры учащихся. Важнейшие из них: формирование у учащихся экономического мышления; воспитание качеств характера рачительного хозяина-гражданина: бережливости, практичности, хозяйственности; овладение элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости. Указанные задачи могут быть решены при соответствующей работе по формированию экономических знаний о труде и производстве, умений и навыков организационно-экономической деятельности, предпринимательства.
Экономическая культура является тем компонентом личностного развития, который отвечает социальному заказу общества, ибо известно, что уровень овладения человеком экономической культурой предопределяет условия его бытия, а уровень экономической культуры совокупности людей обусловливает успех проводимых в России экономических реформ.
Целью исследования является теоретическая разработка и разработка опытно-практического исследования экономической культуры у учащихся НПО, а также разработка методических рекомендаций по проблеме данного исследования.
Объектом исследования является образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования «Профессионально-технический лицей № 2».
Предметом исследования выступает процесс формирования экономической культуры у учащихся начально-профессионального образования.
В качестве гипотезы исследования были выдвинуты следующие положения.
Экономическая культура является частью общей культуры человека и важнейшим интегративным качеством личности, выступающим внутренним регулятором экономической жизни человека, способствует адаптации человека в окружающем его мире культуры и проявляется в экономической деятельности.
Воспитание экономической культуры учащихся НПО будет эффективным при следующих условиях:
-направленности процесса экономического образования на формирование экономического мышления и экономического поведения посредством приобретения учащимися знаний, умений, навыков и готовности самостоятельно и эффективно объяснять экономические проблемы повседневной жизни, что позволит качественно изменить личность ученика в плане человека культуры;
-осуществления воспитания экономической культуры в тесной взаимосвязи с ориентацией на приоритет духовных общечеловеческих ценностей, через активное приобщение к национальной культуре;
-ориентированности форм и методов работы на реализацию субъектной позиции участников образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулированы следующие задачи исследования:
1.Изучить историю развития представлений о формировании экономической культуры у учащихся, выявить понятие и виды экономической культуры
2.Охарактеризовать методы и формы формирования экономической культуры у учащихся НПО.
3.Выполнить опытно-практическую работу по исследованию экономической культуры у учащихся НПО.
Методы исследования: теоретические (логико-исторический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы); праксиологические (обобщение педагогического опыта); диагностические (анкетирование, интервью, беседа, тестирование); педагогический эксперимент; эмпирические (прямое и косвенное наблюдения, составление характеристик); аналитические (анализ результатов эксперимента); методы математической статистики для оценки результатов эксперимента на различных этапах.
Все перечисленные методы применялись в комплексе, что позволило более глубоко изучить проблему исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций, направленных на формирование экономической культуры у учащихся НПО
Опытно-экспериментальной базой исследования явился профессионально-технический лицей № 2 г. Челябинска.
Не нашли готовую?