Содержание
Введение…3
Глава 1. Теоретическая часть конфликтов в системе «Руководитель-подчинённый».
1.1.Организационно-управленческие конфликты...6
1.2.Конфликты между руководителем и подчинённым…29
1.3.Технологии управления конфликта Руководитель-подчинённый...32
Глава 2. Практическая часть. Применение кейсов.
2.1.Кейсы как инструмент выявления причин на возникновение конфликта…36
2.2.Рекомендации по применению кейса для обучения сотрудников...46
Заключение…55
Список использованной литературы…58
Введение
В нашей стране социально-психологические проблемы трудового коллектива и управленческое взаимодействие в последнее время начинает привлекать все больший интерес психологов - исследователей. Это обусловлено целым рядом социально - экономических факторов: увеличением количества крупных, средних и малых предприятий и фирм различных форм собственности, ростом конкурентной борьбы на рынке сбыта, все большим осознанием руководителями важной роли психологических факторов в успешности деятельности предприятия (фирмы).
Общий психологический «фон» взаимоотношений на фирме задается, в первую очередь, руководителем. Однако необходим также учет феноменов малой группы – трудового коллектива. От того, какие способы, приемы общения выбираются сотрудниками предприятия, зависит общий психологический климат в коллективе.
Совместная трудовая деятельность сопровождается множественными межличностными контактами людей друг с другом. Следовательно, особую актуальность приобретает изучение качественных характеристик, способов этого взаимодействия, что составляет в целом социально-психологические факторы деятельности трудового коллектива.
В работах ряда отечественных и зарубежных авторов рассматривается целый комплекс факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности трудового коллектива. Так, в работе А.И. Аппенянского «Человек и бизнес. Путь совершенства» анализируются различные аспекты делового общения людей в трудовой деятельности. В работе В.Н.Воронина и Н.П.Зазнобиной «Основы управленческого взаимодействия» рассматриваются факторы эффективного руководства трудовым коллективом. Современная социальная среда в значительной степени определятся характером существующих в ней организаций. Особенности поведения людей внутри организации, а также поведения самой организации во внешнем окружении способны определить ее важнейшие конкурентные преимущества, создать неповторимый имидж, ускорить ее развитие. Существование человека в организации имеет культурные, экономические, маркетинговые, социальные и психологические составляющие. Каждый из них по-своему важен, и только представляя организацию как сочетание данных разнообразных элементов, можно выявить ее специфику, раскрыть закономерности ее функционирования, особенности ее места в обществе. В работе Я.Л. Коломинского «Психология взаимоотношений в малых группах» рассматриваются различные аспекты формирования психологического климата в трудовом коллективе, представлен обширный экспериментальный материал. В работе
Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской «Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты» описываются различные социально-психологические факторы взаимодействия внутри малых групп. Авторы доказывают, что именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа.
В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения посвящены исследования А.А.Бодалева, В.О. Агеева, В.И.Журавлева, Н.Н.Обозова, И.А.Коха, Я.А.Анцупова, А.И.Шипилова, Н.В.Гришиной, Ф.М.Бородкина, А.К.Зайцева, Н.И.Леонова, А.Г.Здравомыслова и др.
Можно утверждать, что в целом феномен социально - психологического конфликта изучен достаточно полно. Вместе с тем, специфика отдельно взятого коллектива накладывает свои особенности на протекание конфликтов в системе «руководитель-подчиненный». В первую очередь, именно от профессионала в области человеческих отношений, зависит эффективность разрешения данного типа конфликтов.
Целью работы является изучение конфликта в системе «Руководитель-подчинённый».
Задачи исследования:
1.Рассмотреть организационно-управленческие конфликты.
2.Исследовать конфликты между руководителем и подчинённым.
3.Изучение методов исследования и технологии урегулирования конфликтов в коллективе в системе «руководитель-подчиненный».
Объект исследования – конфликт между руководителем и подчинённым.
Предмет исследования – методы исследования и технологии урегулирования конфликта в системе «Руководитель – подчинённый».
Практическая значимость работы заключается в выработке рекомендаций, направленных на оптимизацию сферы межличностных отношений и психологического климата.
Методы исследования: социологический, метод наблюдения, синтеза и анализа, статистический, кейсовый метод, метод обобщенного опыта.
Не нашли готовую?