Курсовая работа
Выявление предпосылок нарушений письма у учащихся 1- х классов образовательного учреждения
План
Введение...3
Глава I. Теоретические аспекты изучения нарушений письма....6
1.1.Психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыка письма...6
1.2.Дисграфия, как частичное специфическое нарушение процесса письма и её предпосылки...12
1.3.Теоретический анализ проблемы выявления предпосылок нарушений письма у учащихся 1-х классов образовательного учреждения...19
Глава II.Экспериментальная работа по выявлению предпосылок нарушений письма у учащихся 1-х классов общеобразовательного учреждения...25
2.1.Содержание диагностической программы по выявлению предпосылок нарушений письма у учащихся 1-х классов ОУ...25
2.2.Анализ результатов экспериментальной работы...28
2.3.Рекомендации по устранению предпосылок нарушений письма у учащихся 1 классов ОУ...32
Заключение...36
Список использованной литературы...40
Введение
Письмо - один из сложнейших навыков, изучаемых специалистами различных направлений. Письмо - это деятельность, в состав которой входят самые сложные познавательные процессы, такие как организация деятельности, внимание, восприятие, память, фиксация позы, координация моторики пальцев и кистей рук, координации, осуществляемые под контролем зрения, построение визуального образа, восприятие пространства, визуальный контроль, визуальная коррекция, визуальная память, сенсорно-двигательная интеграция и звукобуквенный разбор.
Изучение становления письменного навыка находится в центре внимания многих исследований: педагогических, психологических, физиологических, медицинских, которые включают нейропсихологический и нейрофизиологический анализ мозговых механизмов, а также влияния экзогенных и эндогенных факторов.
В психологии под письмом понимается сложная осознанная форма речедеятельности, успешность становления которой у обучающихся прямо зависит от состояния развития устной речи, которая является по существу предыдущей, подготовительной фазой по отношению к письменной речи.
В то же время речь является сложной специфически организованной формой деятельности, являющейся средством общения, регуляции поведения и мышления.
Проблема становления письменного навыка, особенно на первоначальном этапе, считается одной из самых сложных у младших школьников, так как становление этого навыка идёт в связке с формированием многих психических и физиологических функций ребёнка: зрительного восприятия, восприятия пространства, микромоторики руки, языкового анализа и синтеза, которые у значительной части современных школьников оказываются нарушенными.
Само письмо является достаточно сложным психофизиологическим процессом: при письме в деятельность по координации вовлекаются верхний слой полушарий головного мозга, органы зрительной системы, слуховой анализатор, многие мышцы ребёнка. Этот процесс крайне сложен для первоклассников прежде всего потому, что в это время формируются навыки выполнения движений тонкой координационной структуры и навыки правильного с точки зрения орфографии письма.
Чисто техническое исполнение движений при письме осложняется тем, что у первоклассников недостаточно сформированы мелкие мышцы и связки предплечья и кисти, не закончен процесс окостенения фаланг пальцев и запястья. Регуляция движений у обучаемых этого возраста также несовершенна, слабо сформированы механизмы координации сложных двигательных актов. Помимо этого, обязательной компонентой при письме являются статические нагрузки: мышцы шеи, плеч, спины испытывают большое статическое напряжение. Быстро адаптироваться к таким нагрузкам дети не могут: они сразу устают, перестают координировать движения, нервничают. Проявлению негативного отношения к письму способствуют также недостаточно развитые восприятие пространства, визуальная память, координации, осуществляемые под контролем зрения и звуко буквенный анализ.
Таким образом, уменьшить объективные сложности, определяющие трудность формирования письменного навыка, можно лишь в случае, если методика обучения выстроена точно в соответствии с психофизиологическими особенностями формирования навыков у младших школьников.
Задачи, стоящие в настоящее время в сфере исправления нарушений письма у первоклассников, невозможно выполнить без представления о процессе становления письменного навыка.
Не нашли готовую?