Курсовая работа 2
Выявление особенностей словообразования у детей 5-5,5 лет с ОНР
Содержание
Введение...3
Глава I. Теоретическое обоснование сформированности навыков словообразования у детей с ОНР...7
1.1.Развитие навыков словообразования в онтогенезе у старших дошкольников (дети норма)....7
1.2.Развитие навыков словообразования в онтогенезе у старших дошкольников с ОНР...10
1.3.Анализ диагностических методик для выявления особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.20
Глава II.Экспериментальная работа по выявлению особенностей формирования навыков словообразования у детей с ОНР...25
2.1.Диагностический комплекс по выявлению особенностей словообразования у детей 5- 5,5 лет с ОНР...25
2.2.Анализ результатов диагностики особенностей словообразования у детей 5- 5,5 лет с ОНР...30
2.3.Рекомендации по развитию навыков словообразования детей 5-5,5 лет ОНР...32
Заключение...41
Список использованной литературы...43
Введение
Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии – формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы.
Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка.
Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. Недаром "маугли", чаще всего так и не могут овладеть полноценной речью.
Таким образом, развитие речи, ранняя диагностика ее нарушений - задача и родителей, и воспитателей, и логопедов. Важно точно знать степень развития ребенка, а также причины недоразвития его речи. Причинами могут оказаться не только тяжелые расстройства, но недостаток в общении, недоразвитие мелкой моторики и т.д.
Совершенной загадкой для ученых до сих пор остается причина появления в определенном возрасте, а затем полное исчезновение словотворчества у детей. Очень важно разделить словотворчество нормально развивающегося ребенка и ошибки в словообразовании у детей с общим недоразвитием речи.
Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Тем не менее, и здесь много нерешенного. Так, явно не хватает работ дифференцированно подходящих к работе с разными группами детей с общим недоразвитием речи. Ведь к общему недоразвитию речи относят и детей с дизартрией, ринолалией и другими тяжелыми поражениями речевой деятельности, но есть и такие, недоразвитие речи которых легко устранимо. Поэтому следует четко разделять детей с общим недоразвитием речи по группам, работая с каждой по особой программе. Предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.
Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спиров, Т.Б. Филичева.) Эти ведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований. На этой основе были определены некоторые направления и отдельные приёмы по развитию словообразовательных навыков у детей с ОНР дошкольного возраста. В то же время исследования по данной теме не носили системного, глубокого характера. Так, не предпринималось специальных исследований, направленных на всестороннее изучение становления процессов словообразования у детей с недоразвитием речи, на выявление у них специфических трудностей в протекании этих процессов. Не было разработано научно обоснованных методов формирования словообразования у данной категории детей.
Таким образом, остаётся нерешённой проблемой изучения состояния и развития словообразования у детей с ОНР; влияния словообразования на развитие устной и письменной речи детей; разработки научно обоснованных методов формирования навыков словообразования у детей с недоразвитием речи дошкольного возраста. В связи с этим можно утверждать, что данное исследование является актуальным.
Цель работы - составить и опробировать комплекс методик на выявление особенностей словообразия у детей 5-5,5 лет с ОНР.
Объект исследования: процесс развития навыков словообразования у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является выявление особенностей словообразования у детей 5-5,5 лет с ОНР.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что, если в диагностический комплекс будут включены методики Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, , С.Н. Шаховской, то это позволит выявить особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, такие как речевые ошибки, словотворчество, и ориентировочные действия.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ литературы по теме исследования с целью выявления данного компонента;
- составить и апробировать диагностический комплекс по выявлению особенностей словообразования у детей 5-5,5 лет с ОНР;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы об эффективности предлагаемого комплекса.;
- разработать рекомендации по выявлению особенностей словообразования у детей 5-5,5 лет с ОНР.
Методы исследования были выбраны с учетом объекта исследования и соответствуют задачам и гипотезе работы. В процессе исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической, методической литературы; эмпирические: метод диагностических заданий (тестирование, беседы
Практическая значимость: полученные данные позволяют рекомендовать предлагаемый комплекс к использованию в работе учителем-логопедом ДУ при обследовании грамматического строя речи.
База исследования: МБДОУ «ЦРР-д/с № 6».
Контингент: 10 детей 5-5,5 лет с ОНР.
Не нашли готовую?