Cодержание
Введение…3
Глава 1. Понятие и виды государственной пошлины.
1.1.Понятие государственной пошлины…7
1.2.Основания взимания государственной пошлины…8
Глава 2. Размер государственной пошлины. Порядок уплаты и зачисления государственной пошлины в бюджет.
2.1.Размер государственной пошлины….10
2.2.Порядок и сроки уплаты и зачисления государственной пошлины в бюджет…14
2.3.Льготы по уплате государственной пошлины…21
Заключение…26
Список использованной литературы…27
Введение
Судебные расходы — платежи, осуществляемые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением и разрешением гражданского дела, а также исполнением судебных постановлений.
Статья 88 ГПК РФ предусматривает две разновидности судебных расходов: государственную пошлину и судебные издержки. Государственная пошлина представляет собой законодательно фиксированный, обязательный на всей территории РФ денежный сбор , взимаемый с участвующих в деле лиц в доход федерального или местного бюджета совершение процессуальных действий по возбуждению дела или производства, а также повторную выдачу копий судебных документов (ч. 2 ст. 89 ГПК РФ).Судебные издержки представляют собой денежные суммы, взимаемые с участвующих в деле лиц с целью покрытия необходимых расходов, связанных с участием свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, а также совершением судом отдельных процессуальных действий (например, розыск ответчика, осмотр на месте).
Таким образом, обе составляющие судебных расходов представляют собой не что иное, как денежные суммы, подлежащие взыск с лиц, участвующих в деле. Однако денежные суммы, взимаемые в качестве государственной пошлины и судебных издержек, различаются между собой по основаниям платежа, а также порядку определения его размера.
Государственная пошлина — заранее фиксированный на уровне федерального закона платеж за совершение органом судебной власти юридически значимых действий, размер которого определяется двумя относительно устойчивыми факторами: характером и ценой иска. Судебные издержки — фактически понесенные расходы, связанные с рассмотрением и разрешением гражданского дела, а также исполнением судебного постановления. Поэтому размер судебных издержек в отличие от государственной пошлины определяется по каждому конкретному делу сугубо индивидуально, ибо зависит не от характера и цены иска (заранее известных и относительно устойчивых величин), а от реальных затрат, на величину которых влияют разные факторы как объективного, так и субъективного характера. Именно этим обстоятельством объясняется положение, согласно которому государственная пошлина взимается, как правило, до совершения юридически значимых действий, а судебные издержки — после их совершения.
Институт судебных расходов выполняет три функции: компенсационную, превентивную и социальную.
Компенсационная функция характеризуется тем, что уплата судебных расходов, в первую очередь, призвала компенсировать государству затраты на содержание судебного аппарата, а лицам, участвующим в деле, — те затраты, которые они понесли в связи с рассмотрением и разрешением дела в суде.
Превентивная функция судебных расходов состоит в предупреждении необоснованных обращений в суды, а также в обеспечении добросовестного использования участвующими в деле лицами своих процессуальных прав и надлежащего исполнения процессуальных обязанностей. Распределение судебных расходов между сторонами, кроме некоторых исключений, подчиняется правилу, в соответствии с которым судебные расходы несет то лицо, которое своевременно не исполнило свою материально-правовую обязанность или неосновательно обратилось в суд (ст. 98, 99,100-102 ГПК).
Социальная функция судебных расходов проявляется в том, что они в то же время призваны обеспечивать фактическую (экономическую) доступность к правосудию. Такая цель достигается установлени¬ем дифференцированных ставок, предоставлением различного рода льгот по уплате судебных расходов (освобождение от уплаты судеб¬ных расходов, предоставление отсрочки или рассрочки уплаты судебных расходов, уменьшение их размера), а также возможностью обжалова¬ния определений суда по вопросам, связанным с судебными расходами, что непосредственно предусмотрено в ст. 104 ГПК РФ.
Процессуальным средством обжалования определений по вопросам судебных расходов выступает частная жалоба. Причем за подачу частной жалобы государственная пошлина не взимается ( п. 17 ч. 1 ст. 89 ГПК).
Некоторые авторы отмечают необычность института судебных расходов в российском праве , которая обусловлена тем, что данный институт регулируется одновременно нормами финансового и гражданского процессуального права. К предмету финансово-правового регулирования относятся, например, вопросы, связанные с определением размера и порядка уплаты судебных расходов, поступлением денежных сумм в соответствующие бюджеты, определением оснований порядка возвращения из бюджета денежных сумм. Указанная особенность прямо вытекает из ч. 2 ст. 88 ГПК, где сказано, что размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. К предмету гражданского процессуального права относятся вопросы, устанавливающие порядок определения и возмещения судебных расходов (ст. 98—103 ГПК), а также порядок обжалования определений по вопросам, связанным с судебными расходами (ст. 104 ГПК).
Трудности в разграничении финансово-правовых и гражданских процессуальных элементов в правовом регулировании института судебных расходов заключаются, по мнению И.М. Зайцева, в том, что те, и другие нормы включены в одну главу ГПК...» (имелся в ввиду ГПК РСФСР). В этой связи чрезвычайно актуальна постановка вопроса о необходимости фундаментальных исследований судебных расходов в российском гражданском процессуальном праве .
Целью курсовой работы является рассмотрение государственной пошлины.
Для этого рассмотрим задачи:
1.Дать понятие государственной пошлины.
2.Рассмотреть основания взимания государственной пошлины.
3.Определить размер государственной пошлины.
4.Рассмотреть порядок и сроки уплаты и зачисления государственной пошлины в бюджет.
5.Изучить льготы по уплате государственной пошлины.
Не нашли готовую?