ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
Глава 1. Современное состояние проблемы оздоровительной физкультуры у детей с ограниченными возможностями здоровья..7
1.1.Понятие и сущность оздоровительной физкультуры. Обзор основных физкультурно-оздоровительных систем и технологий оздоровительной индустрии...7
1.2.Особенности физического развития детей с ограниченными возможностями слуха22
1.3. Особенности и затруднения в занятиях оздоровительной физкультурой со слабослышащими детьми26
Глава 2. Исследование влияния оздоровительной физкультуры на организм детей с ограниченными возможностями здоровья на примере работы ДЮСШ № 2 г. Озерск челябинская область...35
2.1. Организация и методы исследования...35
2.3. Результаты исследования...43
Рекомендации...48
Заключение...53
Список литературы...56
Приложение 1...61
Приложение 2...64
Введение
Тема курсовой работы - влияние оздоровительной физкультуры на организм детей с ограниченными возможностями здоровья на примере ДЮСШ № 2 г. Озерск Челябинская область.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время инвалидность остается одной из наиболее острых проблем, стоящих перед человечеством. По данным ВОЗ каждый десятый человек на Земле - инвалид, а статистические исследования свидетельствуют об увеличении числа инвалидов и нетрудоспособных граждан.
В Российской Федерации общее число инвалидов превышает 16 млн. человек. Особую социальную значимость приобретает проблема детской инвалидности. Согласно данным Министерства труда и социального развития РФ, опубликованным в 2010 году, сохраняется тенденция к увеличению численности детей-инвалидов. Так, в 2009 году признаны инвалидами 95,1 тыс. детей, по сравнению с предыдущим годом темп роста составил 1,7%. Общий уровень детской инвалидности в РФ составлял в 2011 году 31,3 на 10 тыс. детского населения [49, с. 144].
В настоящее время инвалидность становится острой проблемой не одного человека и не части общества, а всего общества в целом. Ежегодно в России количество инвалидов увеличивается примерно на 1,2 млн. человек. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 12% населения земли являются инвалидами: В Российской Федерации на учете только в органах социальной защиты населения состоит около 10 млн. инвалидов - 6,8% всего населения [49, с. 145].
По оценкам независимых экспертов обстановка сложнее - на фоне снижения общей численности населения, более 35 млн. человек находятся на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний и около 40 млн. человек ежегодно проходят курс реабилитации в стационарах. Постоянно возрастает доля инвалидов I и II групп, уменьшается число инвалидов, трудоспособность которых полностью или частично восстановлена.
За последние 5 лет число детей-инвалидов увеличилось более чем в 2 раза. С 2006 по 2010 гг. увеличилось количество детей до 14 лет, страдающих болезнями: костно-мышечной системы - на 53,6%; эндокринной системы - на 45,6%; с врожденными аномалиями - на 41,8%. Это обусловлено сложной социально - экономической, политической обстановкой в стране, увеличением производственного травматизма, бытовых, экологических катастроф, возникновением военных конфликтов, рождением детей с врожденными дефектами, а также частыми террористическими актами как в России, так и за рубежом [29, с. 167].
Сложившаяся в настоящее время кризисная ситуация в состоянии здоровья россиян обусловлена, помимо прочего, недооценкой социальной роли физической культуры, поэтому применение физкультурно-оздоровительных средств и методов приобретает сегодня особое значение, как для оздоровления, так и для приспособления инвалидов к жизни в обществе, что и определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Одним из важнейших направлений комплексной реабилитации детей-инвалидов является оздоровительная физическая культура, которая является средством многостороннего воздействия на состояние занимающихся, выступает в качестве наиболее адекватного с психологической и физиологической точек зрения фактора повышения двигательных возможностей, формирования адаптационно-компенсаторных возможностей к неблагоприятным условиям внешней среды и физическим нагрузкам (С.П. Евсеев, 1996-2005; В.М. Выдрин, 1997; Ю.М. Николаев, 1998; О.Н. Рубцова, 1998; Л.В. Шапкова, 2000; А.И. Малышев, 2002 и др.).
За последнее десятилетие в нашей стране накоплен обширный научный и методический материал по физической культуре инвалидов различных нозологических групп в виде учебных и методических пособий, монографий, авторских образовательных программ (Рубцова Н.О., 1995; Григоренко B.Г., Сермеев П.В., 1997; Мастюкова Е.М., 1998; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999 и др.). Вместе с тем, анализ специальной литературы показывает, что физкультурно-оздоровительная работа с инвалидами разных нозологических групп остается еще малоизученной.
В последние годы в нашей стране активно развиваются теория и методика оздоровительной физической культуры (Григоренко В.Г., Сермеев Б.В.,1991; Евсеев С.П., 1998), разрабатываются различные подходы к проведению занятий физическими упражнениями с людьми, имеющими различные травмы и отклонения в состоянии здоровья. Как правило, исследования проводятся с привлечением диагностического и клинического анализа, физиологических, биомеханических, психологических, социологических методов и носят комплексный характер.
Содержание социально-педагогической деятельности в реабилитации ребенка-инвалида исследовали М.А. Беляева, Т.В. Бутенко; педагогическую поддержку социальной интеграции детей с ограниченными возможностями рассматривали Т.В. Егорова, Е.Н. Ким, В.И. Лагункина, Н.С. Морова, Т.С.Смурова; культурно-досуговую, физкультурно-оздоровительную, коммуникативную деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов - Т.А. Александрова, А.Н. Соколов, Н.И. Хворостьянова, И.В. Щелин.
Объект исследования – дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности слабослышащие дети.
Предмет исследования – оздоровительная физкультура как одно из направлений комплексной реабилитации детей-инвалидов.
Цель исследования– изучить влияние оздоровительной физкультуры на организм детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих детей), с разработкой рекомендаций по проведению занятий оздоровительной физкультурой с данной категорией детей.
Задачи исследования:
1.Раскрыть содержание понятия «оздоровительная физкультура».
2.Изучить оздоровительный, профилактический и отрицательный эффект оздоровительной физкультуры.
3.Рассмотреть общую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.Описать особенности занятий с детьми с ограниченными возможностями слуха.
5.Провести исследование влияния оздоровительной физкультуры на организм детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования – оздоровительная физкультура, в частности занятия лыжным спортом, положительно влияет на организм детей с ограниченными физическими возможностями здоровья (слабослышащих детей).
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, анализ документации, педагогический эксперимент.
База исследования– ДЮСШ № 2 г. Озерск Челябинская обл., Озерск, ул. Парковая, д. 1. В исследовании принимали участи 20 слабослышащих детей в возрасте 10-12 лет. Эксперимент проводился в двух группах слабослышащих детей: регулярно посещающие лыжную секцию (группа 1, 10 человек) и не посещающие лыжную секцию (группа 2, 10 человек).
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования, а также разработанных рекомендаций и программы занятий оздоровительной физкультуры для организации занятий с детьми с ограниченными возможностями слуха в различных спортивных учреждениях, а также школах Челябинска и Челябинской области.
Не нашли готовую?