Содержание
Введение…3
Глава 1.Государственные органы в сфере спорта…9
1.1.Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта…9
1.2.Министерство спорта и туризма России….11
1.3.Федеральные органы исполнительной, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта…14
1.4.Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере физической культуры и спорта…17
1.5.Полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта…19
Глава 2.Совершенствование государственного управления в сфере физической культуры и спорта…21
Глава 3.Организация управления развитием физической культуры и спорта на примере Амурской области….28
Заключение…37
Список использованных источников и литературы…43
Введение
Актуальность темы. Радикальные преобразования в социально-экономической жизни и государственно-политической организации страны связаны со значительными изменениями в сфере физической культуры и спорта. Конституционно утвержденное право каждого гражданина на охрану здоровья, повышение личной физической культуры может быть в полной мере реализовано лишь при условии внедрения новейших технологий, инновационных подходов к разработке, принятию и внедрению управленческих решений, совершенствование теоретико-методологических функционально-организационных основ государственного управления физической культурой и спортом, их научного обоснования и внедрения в повседневную деятельность.
Основными причинами возникновения проблем, связанных с кризисной ситуацией в сфере физической культуры и спорта, являются: низкая ответственность за соблюдение требований законодательных и нормативно-правовых актов по организации физического воспитания в системе образования; ограниченная двигательная активность, нерациональное и несбалансированное питание граждан, факторы асоциального поведения в обществе; несоответствие потребностям населения услуг, предоставляемых средствами физической культуры и спорта по месту жительства, работы граждан и в местах массового отдыха, в том числе в сельской местности, и потребностям лиц с инвалидностью; недостаточное ресурсное обеспечение детско-юношеского и резервного спорта; отсутствие спортивной инфраструктуры, способной удовлетворить потребности населения в ежедневной двигательной активности в соответствии с физиологическими потребностями, в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями; несоответствие баз олимпийской и паралимпийской подготовки мировым стандартам качества; низкий уровень пропаганды в средствах массовой информации и просвещения населения по осознанию ценности здоровья, ответственного отношения родителей к воспитанию своих детей; невысокая престижность профессий в сфере физической культуры и спорта низкий уровень материального поощрения работников бюджетного сектора, а также медицинского и медико-биологического обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом и спортсменов высокого класса; крайне недостаточное бюджетное финансирование и неэффективное привлечение внебюджетных средств; отсутствие товаропроизводителей доступного и высококачественного спортивного оборудования и инвентаря, которые способны удовлетворить спрос населения и конкурировать с иностранными производителями; несовершенство организационно-правового и экономического механизма государственной политики в сфере физической культуры и спорта, слабая межведомственная координация и взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное выше исследование системы государственного управления физической культурой и спортом приобретает большое значение, прежде всего в контексте способности вывести отрасль “Физическая культура и спорт” на качественно новый уровень функционирования, обеспечить поступательное развитие физической культуры и спорта в стране.
Научно-теоретические, методологические, структурно-функциональные, организационно-содержательные, нормативно-правовые основы функционирования и концептуальные основы совершенствования системы государственного управления в Украине раскрыты в научных трудах ведущих ученых В.Б.Аверьянова, В.Д.Бакуменко, М.В. Амана, В.Б.Дзюндзюк, В.Ю.Керецмана, В.М.Князева, А.И.Кулинича, О.Я.Лазора, М.А.Латынина, В.К.Майбороды, В.Я.Малиновского, Н.Г.Нижник, А.Ю.Оболенского, В.М.Олуйко, Я.Ф.Радыша, А.П.Рачинского, В.М.Рыжих, В.В.Токовенко, В.В.Цветкова и др.
На протяжении последних десятилетий проблема совершенствования системы государственного управления физической культурой и спортом стала объектом внимания многих отечественных ученых различных отраслей знаний, в трудах которых освещены теоретические и практические аспекты этой актуальной проблемы.
Вопрос достижения сбалансированной и оптимальной организационной структуры системы государственного управления физической культурой и спортом, механизмы и теоретико-методологические основы государственного управления отраслью физической культуры и спорта рассматривали такие ученые, как В.М.Гузарь, Ю.И.Долго, М.В. Дутчак, В.Л. Жуков, В.Е.Куделко, Н.А.Олейник, В.М. Платонов, Ю.М. Шкребтий и др.
Цель и задачи исследования. Целью работы является концептуальное обоснование теоретико-методологических основ и определение перспективных путей совершенствования системы государственного управления физической культурой и спортом в РФ.
Согласно цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать и раскрыть содержание организационных, функциональных и правовых основ государственного управления физической культурой и спортом;
- проанализировать и расширить содержание отдельных терминов категорийно - понятийного аппарата, в частности: “система государственного управления развитием физической культуры и спорта”; “организационная структура государственного управления развитием физической культуры и спорта”; “стратегия развития физической культуры и спорта”; “кадровая политика в сфере физической культуры и спорта”; “программно-целевой подход”; “программно-целевой метод”; “эффективность государственного управления развитием физической культуры и спорта”; “государственное стимулирование развития физической культуры и спорта”;
- определить принципы, функции, методы государственного управления физической культурой и спортом и привести их характеристики;
- исследовать и охарактеризовать механизмы информационно-ресурсного, финансового, медицинского, кадрового обеспечения функционирование сферы физической культуры и спорта, механизмы государственного управления хозяйственной деятельностью в отрасли;
- раскрыть сущность организации и функций государственного управления сферой физической культуры и спорта ведущих стран мира;
- расширить системное представление о сущности программно-целевого подхода в государственном управлении развитием отрасли;
- разработать и обосновать критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти по развитию физической культуры и спорта;
- определить направления и задачи экономико-правового стимулирования развития физической культуры и спорта в РФ, приоритетные направления совершенствования системы государственного управления физической культурой и спортом.
Объект исследования – государственное управление физической культурой и спортом.
Предмет исследования – механизмы государственного управления физической культурой и спортом в РФ.
Методы исследования. Методологической базой исследования являются современные теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемам государственного управления физической культурой и спортом, которое рассматривается сквозь призму взаимосвязи и единства теории и практики, содержания и формы, общего, особенного и единичного.
С целью комплексного, всестороннего исследования системы государственного управления физической культурой и спортом, определения ее организационной структуры, функций и методов, функциональных взаимосвязей между отдельными ее элементами, особенностей взаимодействия между ними и средой окружения, влияния эндогенных и экзогенных факторов на функционирование отрасли, установление существенных признаков процесса количественного и качественного развития сферы физической культуры и спорта в работе использованы системный, структурно-функциональный, диалектический, ситуационный, нормативный и количественный подходы.
В диссертации использовались методы индукции, дедукции, абстрагирования, обобщения, анализа и синтеза для теоретического обобщения и формулировка цели, задач, объекта и предмета работы, гипотезы, выводов, совершенствовании категориально-понятийного аппарата.
С помощью формально-логических методов исследована сущность государственного управления физической культурой и спортом в РФ, а именно:
- с применением проблемного анализа было осуществлено проблемное структурирование, выделен комплекс проблемных вопросов и определены их типологию и характеристики;
- системный анализ использовался с целью определение характеристик, структуры, функций, особенностей взаимодействия системы с внешней и внутренней средой;
- каузальный анализ был направлен на установление причин, которые привели к возникновению проблемной ситуации, а также их последствий; праксеологический анализ предусматривал диагностику содержания деятельности в ситуации, что возникла, ее моделирование и оптимизацию;
- аксиологический анализ имел целью построение системы оценок исследуемых явлений, деятельности, процессов, ситуаций с позиций определенной ценностной системы, ситуационный анализ – моделирование ситуации, ее составляющих, условий, последствий;
- прогностический анализ предусматривал осуществление прогнозов относительно потенциального и желательного будущего состояния развития физической культуры и спорта;
- рекомендательный анализ был направлен на разработку рекомендаций.
Историко-ретроспективный анализ и сравнительно-правовой метод применялись для исследования состояния разработки проблемы в научной литературе, трудах отечественных и зарубежных ученых, исторического наследия по вопросам организации государственного управления физической культурой и спортом, периодизации законодательства по формированию организационной структуры государственного управления физической культурой и спортом, совершенствовании категориально-понятийного аппарата.
Не нашли готовую?