Содержание
Введение...3
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста...8
1.1. Физическое воспитание в дошкольном возрасте...8
1.2. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей...15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей...21
2.1. Задачи и методика исследования...21
2.2. Проведение работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей...26
2.3. Анализ эффективности проведенной работы...34
Заключение...39
Список использованной литературы...42
Приложения...49
Введение
Актуальность темы исследования. Физкультурное (физическое) воспитание выступает как одно из ведущих средств адаптации к социуму и подготовки к жизнедеятельности подрастающего поколения. С давних времен имитационные игры и спортивные упражнения, ритуальные состязания и т.п. являлись механизмом совершенствования как навыков, помогающих в труде, так и физического воспитания молодежи. Постепенно человеческое общество перешло от простого копирования физических нагрузок и технических приемов труда в простейших играх к расширенной тематике игр со строгими правилами. Это проявилось как в расширении видов физической активности, так и в создании искусственных спортивно-игровых снарядов.
Одновременно происходило развитие военно-прикладной физической подготовки, осуществляемой в определенных слоях. Данный момент наиболее ярко проявился в период рабовладельческого и феодального строя. Это отразилось на содержании и методике прикладной физической подготовки.
В настоящий момент физическая культура является частью образа жизни человека любого возраста. Она включает в себя систему специальных упражнений и спортивной деятельности, направленную на развитие физических и духовных сил человека. Эта система основана на научных данных о физических и психических возможностях организма, на специальной материально-технической базе, способствующей проявлению и развитию данных качеств. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных физических сил и морального духа человека. В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.
Много говорят о здоровье и физическом воспитании в дошкольном образовании. Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОО, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
Эти задачи отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО): «Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств».
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, в настоящее время большое число детей имеют отклонения физического и психического здоровья. Сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости, отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам, как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания. По материалам ежегодной статистической отчетности, состояние здоровья детей дошкольного возраста за последние годы имеет негативную тенденцию. Индекс здоровья детей этой категории еще уменьшается при переходе детей к школьному обучению и в ходе дальнейшего образования. По официальным данным, только 20% детей, которые заканчивают школу, могут считаться полностью здоровыми. Увеличивается эмоциональная и нервно-психическая нагрузка на центральную нервную систему детей, одновременно с этим наблюдается снижение их физической активности детей и нарушение режима дня. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доля здоровых детей за последние годы снизилась более чем на 30%, хроническую патологию сегодня имеют около 5 млн. юных граждан. За последнее десятилетие отмечается увеличение показателей заболеваемости детей в возрасте до 14 лет на 42,5%. Почти две трети ребят имеют различные функциональные нарушения.
Изменения, которые происходят в дошкольный период в организме детей, становятся основой для формирования и развития личности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе. Именно в это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека, в том числе и здорового образа жизни.
Анализ научной литературы показывает, что проблемой здоровья и физического воспитания и развития ребенка занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Ш.А. Амонашвили, H.A. Алексеев, М.Н. Берулава, К. Роджерс, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие. Вопросами организации здоровьесбережения в учреждениях образования занимались С.Н. Горбушина, Л. Волошина, З.И. Колычева, К.К. Платонов, О.Л. Тюмасева и другие.
Обеспечение массовости и всеобщности физической культуры происходит в числе прочих за счет обязательных программ физического развития дошкольников в детском саду, систематической зарядки и физической активности дома, в семье. Развиваются также многообразные семейные формы спортивного досуга.
Цель исследования: изучить особенности физкультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей.
Задачами работы являются:
1) Проанализировать теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста;
2) Изучить особенности физического воспитания детей дошкольного возраста;
3) Провести работу по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей и проверить эффективность проведенной работы.
База исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №114 г. Челябинска.
Методологическая база исследования: взгляды на важность здоровьесбережения детей в системе образования С.Н. Горбушиной, Л. Волошиной, З.И. Колычевой, К.К. Платонова и других; подходы к организации физического воспитания и здоровьесбережения М. Руновой, Э.Я. Степаненковой, работы Т.Н. Дороновой, Е.С. Евдокимовой, Т.А. Куликовой о системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи; практико-ориентированные исследования З.П. Красношлык, И.О. Гариповой, Г.В. Глушковой, Л.Г. Голубевой, И.А. Прилепиной и др., которые раскрывают специфику взаимодействия ДОО и семьи в физическом воспитании дошкольников.
Методы исследования. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, педагогический опыт, проектирование работы.
Этапы исследования:
1 этап. Теоретический анализ проблемы. Сформулированы методологические основы исследования, проведено изучение, систематизация и обобщение взглядов ученых и практиков на проблемы.
2 этап. Опытно-экспериментальный. Проведены диагностические мероприятия, составлен и апробирован план взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, экспериментально проверена его эффективность.
3 этап. Итоговый. Проанализированы итоги работы, сформулированы выводы, оформлен окончательный вариант работы.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Не нашли готовую?