ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...3
Глава 1.СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ПРИЗНАКИ) ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА...9
Глава 2.ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМ НА ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОМ
РЫНКЕ И ФАКТОРЫ ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ...14
Глава3.МОДЕЛИ КООПЕРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ НА ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ.
3.1.Модель картеля...25
3.2.Модель ценового лидерства...29
3.3.Модель блокирующего ценообразования...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.
Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Однако в олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм (и здесь, как и при монополистической конкуренции может проявить себя патентной стратегия конкурентной борьбы). Но на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность (ведущих компаний) определяет развитие событий.
Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно. Тем не менее, два названных типа рынка имеют и качественные отличия друг от друга.
Олигополистический рынок, который является самым распространенным рынком в современной экономике, характеризуется следующими чертами:
- на рынке действует небольшое число крупных фирм (формально считается: четыре крупные фирмы, производящие более половины всей выпускаемой продукции), но могут присутствовать и мелкие фирмы;
- продукты могут быть стандартизированными (цемент, газ и т, п.) и дифференцированными (автомобилестроение);
фирмы-олигополисты обладают высокой степенью контроля над рынком (над объемами производства, ценами).
Если олигополист уменьшит объем производства, то это приведет к росту цен на рынке. Если же несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их власть на рынке приблизится к монопольной. Отдельный олигополист, изменяя цены и объемы производства, должен учитывать реакцию, как потребителей, так и конкурентов. Олигополист, снижая цены, не уверен в долговременном результате. Если олигополист повысит цены, конкуренты могут оставить свои цены неизменными. Как видим, роль маркетинговых стратегий цен на олигополистическом рынке велика. Кроме того, олигополисты ведут борьбу между собой за покупателей путем улучшения качества продукции, дифференциации продукции, рекламы.
Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной.
Огромную роль при определении модели олигополии играет характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рыночных структур значение индивидуальной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и монополистической конкуренции на рынке действует такое множество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов сказывается на всех остальных и на отрасли в целом самым непосредственным образом.
Некоторые олигополисты действуют согласно принципу «не имей ста рублей, а имей сто друзей». Таким образом, фирмы вступают в сотрудничества с конкурентами, такие как альянсы, слияния, тайные сговоры, картели. Например, олигополист по авиаперевозкам, «Аэрофлот» в 2006 году вступил в альянс «Sky Team» с другими мировыми авиакомпаниями, страны — нефтедобывающие державы объединились в ОПЕК, часто признаваемую как картель. Примером слияния двух компаний можно назвать объединение авиакомпаний «Air France» и «KLM». Объединившись, фирмы становятся мощнее на рынке, что позволяет им увеличить выпуск продукции, свободнее изменять цены на свои товары и максимизировать свою прибыль.
Целью исследования является изучение особенностей сотрудничества как формы взаимодействия на олигополистическом рынке.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть признаки, особенности олигополистического рынка, подробно остановившись на олигополистическом взаимодействии;
- изучить модели кооперативного поведения;
- дать характеристику формам взаимодействия на олигополистическом рынке.
В качестве предмета исследования выступил олигополистический рынок.
Методологической основой работы служит диалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений.
Характер рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основных методов: материалистические; исторические; метод сравнительного анализа; формально - юридический метод; эмпирические; источниковедческие.
Выбор структуры курсовой работы обусловлен последовательностью решения поставленных задач и логикой изучения темы.
В первой главе: рассматриваются признаки, особенности олигополистического рынка, олигополистического взаимодействия.
Во второй главе: дается характеристика формам взаимодействия на олигополистическом рынке.
В третьей главе: изучаются модели кооперативного поведения.
При написании курсовой работы были изучены учебные материалы, монографии, публикации на страницах периодической печати.
Оборотные фонды и их сущность, структура. Кругооборот оборотных средств, их оборачиваемость (1)
Не нашли готовую?