Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Монополия и её роль в экономике

Артикул:  04530
Предмет:  Экономика,экономическая теория
Вид работы:  Готовые курсовые работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  27  стр.
Стоимость:  350   руб.

Краткое описание


Содержание

Введение…3
Глава 1. Теория монополии.
1.1.Виды и сущность монополии...6
1.2.Функционирование рынка в условиях чистой монополии…9
1.3.Регулирование монополии и антимонопольная политика…13
Глава 2. Монополизм в России.
2.1.Особенности монополизма в современной России…18
2.2.Реструктуризация естественных монополий…22
Глава 3. Монополия: доводы ''за '' и '' против ''.
3.1.Аргументы «против» монополии…23
3.2.Аргументы  «за»  монополию…23
Заключение…25
Список использованной литературы...27

Введение

Существуют два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию  можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства  (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом. Обычно  монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями,  хотя они могут держать незначительную часть рынка.

Но может существовать и другая трактовка понятия "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную  массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может  оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие (российский  пример - АО "ТРОЛЗА" (бывш. ЗиУ) - 98% производства троллейбусов в России, и порядка четверти - в мире при предельном объеме производства 2500  машин в год). И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом,  если ее доля на данном рынке невелика.

Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который  дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не  имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение. Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии,  препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически  блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.

На сегодняшний день тема курсовой работы « Монополия и её роль в экономике» является актуальной.

Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, огромное практическое значение. Для России проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий-монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является  чисто  российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна прежде всего в нашем отечестве. Дело в том, что в странах со сложившейся рыночной экономикой (США, Германии, Японии и многих других), где доля предприятий-монополистов в промышленности невелика и где решение вопроса деятельности монополий имеет свою историю, постоянно идет процесс поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на повышение эффективности деятельности как самих предприятий-монополистов, так и экономики в целом .

В России, поданным Института экономики РАН , на сегодняшний день примерно 1/3 промышленной продукции выпускается единственными предприятиями-монополистами. В связи с этим при анализе отраслевой структуры крайняя степень монополизации отмечается как фактор, влияющий на понижение конкурентоспособности российской экономики.

Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора приходится от трех и более процентов валового национального (внутреннего) продукта, во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять такие распространенные рыночные структуры, как монополистическая конкуренция и олигополия, ибо обе они сочетают в различ¬ной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии.

Итак, целью курсовой работы является рассмотрение монополии и её роли в рыночной экономике.

...
...

Способы оплаты: