Оглавление
Введение…4
1.Теоретические предпосылки модели чистой монополии…6
2.Установление объема производства и цены фирмой-монополистом…12
3.Экономические и социальные издержки в связи с существованием чистой монополии…19
4.Цели, направления и методы антимонопольного регулирования…24
Заключение…31
Библиографический список…32
Введение
Актуальность. Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и огромное практическое значение.
Для России проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий-монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна прежде всего в нашем отечестве. Дело в том, что в странах со сложившейся рыночной экономикой (США, Германии, Японии и многих других), где доля предприятий-монополистов в промышленности невелика и где решение вопроса деятельности монополий имеет свою историю, постоянно идет процесс поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на повышение эффективности деятельности как самих предприятий-монополистов, так и экономики в целом.
В России, по данным Института экономики РАН, на сегодняшний день примерно 1/3 промышленной продукции выпускается единственными предприятиями-монополистами. В связи с этим при анализе отраслевой структуры крайняя степень монополизации отмечается как фактор, влияющий на понижение конкурентоспособности российской экономики.
Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора приходится от трех и более процентов валового национального (внутреннего) продукта. Во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять такие распространенные рыночные структуры, как монополистическая конкуренция и олигополия, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии.
Чистая монополия – редкое явление в экономике, более характерно для местных рынков или уникальных условий предложения благ и услуг.
Цель курсовой работы - исследовать чистую монополию: экономические и социальные последствия.
Цель определила решение следующих задач:
1.Выявить теоретические предпосылки модели чистой монополии.
2.Определить объем производства и цены фирмой-монополистом.
3.Рассмотреть экономические и социальные издержки чистой монополии.
4.Выявить цели, направления и методы антимонопольного регулирования
Объект исследования – рынок монополистической конкуренции.
Предмет исследования – исследование экономических и социальных последствий чистой монополии.
Методологическую основу исследования составила система различных методов, логических приемов и средств познания рассматриваемой темы.
Методами исследования в курсовой работе явились такие общенаучные, частные и специальные методы познания как системный, сравнительный, статистический, индукция, дедукция, анализ и синтез, метод комплексного подхода, логический, метод социологического исследования, наблюдения.
Проблема изучения рынка чистой монополии в экономике получила широкое освещение как в зарубежной экономической литературе, так и в отечественной.
Курсовая работа состоит из ведения, основной части (4-х параграфов), заключения и библиографического списка.
Не нашли готовую?