Оглавление
Введение…3
Глава 1.Теоретические аспекты демографической ситуации.
1.1.Понятие о демографической ситуации и её элементы…6
1.2.Прогноз тенденций и оценка последствий…10
Глава 2.Оценка демографической ситуации в Тульской области за 2012 год
2.1.Оценка демографической ситуации, динамика и тенденции демографического развития Тульской области по итогам 2012 года…15
2.2.Реализация мероприятий демографического развития на территории Тульской области в 2012 году…37
Заключение…45
Список использованной литературы…48
Приложение…50
Введение
Россия - единственная страна в «восьмерке» крупнейших развитых государств, где до определенного периода убывало население. Согласно прогнозу ООН, при сохранении существующей демографической ситуации в России, уровня смертности и рождаемости, к середине текущего столетия численность населения России уменьшится со 142,8 до 101 млн. человек .
Отечественный прогноз, составленный Госкомстатом РФ и демографом Е.Андреевым, таков: при сохранении существующей демографической ситуации в России население составит: 2020 г. - 131,2; 2030 г. - 121,1; 2040 г. - 108,3; 2050 г. - 93,8 млн. человек. Как видно, прогноз расходится с данными Росстата.
Демографическая ситуация в России в конце 20 века характеризовалась одновременным падением рождаемости и ростом смертности населения (так называемый «русский крест»). В настоящее время рождаемость медленно растет, а смертность снижается. Тем не менее депопуляция коренных народов России продолжается.
К числу основных факторов, создающих ту или иную демографическую ситуацию, относят прежде всего темпы, масштабы и пропорции экономического развития данного района. Так, в районах с относительно низкими темпами развития имеют место миграционный отток, связанное с ним ухудшение структуры населения и снижение темпов естественного прироста; в быстро развивающихся районах обстановка обратная. Определенное значение могут иметь местные традиции демографического поведения (малая или повышенная подвижность населения, взгляды на желаемое число детей в семье), степень благоприятности природных условий для проживания и др. Поскольку в этом случае в поле зрения входит весь комплекс местных условий данного района как места обитания определенной территориальной группы населения — природных, экономических, социально-демографических, то исследование демографической ситуации явно перерастает рамки демографии и становится делом в первую очередь географов. Вероятно, при таком широком подходе правильнее говорить уже о демогеографической ситуации.
Создавшаяся в том или ином районе, пункте демографическая ситуация, естественно, подвержена дальнейшим изменениям. Она может либо ухудшаться для общества и коллектива людей, составляющих данную территориальную группу населения, либо улучшаться, нормализуя, приближая к желательным параметрам воспроизводство и структуру населения.
На демографическую ситуацию можно воздействовать с целью ее улучшения путем ослабления неблагоприятных и стимулирования положительных, желательных процессов. Возможности подобного воздействия со стороны государства зависят прежде всего от его общественного строя, определяющего всю социально-экономическую политику и отношение государства к нуждам трудящихся. В известной мере эти возможности воздействия обусловлены и уровнем развития производительных сил, так как от величины вкладываемых средств в народное хозяйство, жилищное и культурное строительство зависят условия жизни населения.
Демографическая ситуация, сложившаяся в той или иной стране, тесно связана с проводимой политикой народонаселения: она требует проведения определенной политики со стороны государства и может изменяться в результате такой политики.
Цель курсовой работы – провести оценку демографической ситуаации в Тульской области.
Методологическую основу исследования составила система различных методов, логических приемов и средств познания рассматриваемой темы.
Методами исследования в курсовой работе явились такие общенаучные, частные и специальные методы познания как системный, сравнительный, экономический, статистический и др.
Курсовая работа состоит из введения, основной части (2-х глав), заключения и списка использованных источников литературы.
Не нашли готовую?