Содержание
Введение…3
1.Закономерности обучения. История вопроса…5
2.Общие закономерности обучения…11
3.Конкретные закономерности обучения…13
4.Принципы обучения…18
Заключение…23
Список использованной литературы…25
Введение
Педагоги-теоретики взаимоотношение понятий «закон» и «закономерность» объясняют неодинаково. Закон — понятие первичное по отношению к понятию «закономерность». Закономерность же — ряд повторяющихся законов. Такое вполне естественно, когда в одном конкретном педагогическом процессе, например, процессе обучения, его отдельные звенья и этапы подчинены разным законам. Тогда общий процесс обучения закономерен. Соотношение «закона» и «закономерности» иначе рассматривает, в частности, И.Я. Лернер, И.П. Подласый.
Философская трактовка гласит: если какое-то педагогическое явление или процесс подчинены нескольким законам, то это есть проявление закономерности. Но есть еще тенденция как нестрогое проявление закона.
Законы и закономерности процесса обучения исследовали И.Я. Лернер, В.В. Краевский, И.П. Подласый, Н.Н. Палтышев, Б.С. Гершунский и др. Законы процесса обучения, как и законы вообще, иерархизованы и имеют, во-первых, неодинаковый уровень общности (всеобщий, общий, специальный), т.е. речь идет об охватываемом ими «пространстве» (площади). Во-вторых, они относятся к разным звеньям учебного процесса, о которых мы только что говорили. В учебном процессе также проявляются закономерности психологические, гносеологические, логические, социальные, кибернетические, так как учебный процесс имеет и соответствующие аспекты. Дидактика, естественно, пользуется данными этих наук, но не в прямом заимствовании, а в качестве материала. Специфика дидактических законов и закономерностей, по И.Я. Лернеру, состоит в том, что она отражает «устойчивые зависимости между всеми тремя элементами обучения — деятельностью преподавания, деятельностью учения и объектом усвоения, т.е. содержанием образования».
Принципы обучения – это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения.
Эмпирическое обоснование принципов, преимущественно выводившееся ранее непосредственно из практики, теперь все более заменяется полным теоретическим обоснованием, проводимым по схеме: практическая задача - научная проблема - замысел решения - гипотеза - способы ее проверки - теоретическая интерпретация результатов - принцип.
Принципы обучения в современной дидактике рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и процесс обучения в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Каждый принцип регулирует разрешение конкретных педагогических проблем, способствует общей гармонии и согласованности.
В данной работе рассмотрим закономерности и принципы обучения.
Цель работы: раскрыть понятия "закономерности обучения", сущность общих и конкретных закономерностей обучения, принципы обучения.
Основные понятия в работе: законы, закономерности обучения, общие и конкретные закономерности, дидактические, гносеологические, психологические, социологические, кибернетические, организационные закономерности, принципы обучения.
Задачи работы:
1.Определение понятий "законы" и "закономерности обучения".
2.Раскрыть историю проблемы.
3.Дать классификацию закономерностей обучения.
4.Охарактеризовать общие закономерности процесса обучения.
5.Охарактеризовать конкретные закономерностей процесса обучения.
6.Рассмотреть принципы обучения.
Не нашли готовую?