СОДЕРЖАНИЕ
1. Назовите психологические основания дифференциации профессионального становления личности…3
2. Сравните содержание этапов профессионального развития: адаптации, профессионализации и мастерства….5
3. Приведите примеры профессионализации из своей жизни…11
Список использованной литературы…12
1. Назовите психологические основания дифференциации профессионального становления личности.
Профессиональное становление развертывается во времени с начала формирования профессиональных интересов и склонностей до окончания активной профессиональной деятельности. Возрастные изменения человека в течение длительного периода онтогенеза являются важной детерминантой профессионального становления личности.
Констатируя отчетливо выраженные возрастные изменения в течение жизни, их гетерохронность, психологи выделяют временные периоды, охватывающие определенный законченный процесс развития. В качестве основания дифференциации онтогенеза одни психологи избирают психосексуальноеразвитие (3.Фрейд), другие - психосоциальное развитие (Э. Эриксон), третьи - ведущую деятельность (Д.Б. Эльконин), четвертые - социализацию личности (Н.Д. Столяренко) и т. д.
Большое значение в обеспечении и поддержке профессионального развития имеет система непрерывного профессионально ориентированного образования. Общее образование является ведущим фактором развития личности и предпосылкой успешного профессионального становления.
К числу базовых, ключевых факторов профессионального развития личности относится ведущая деятельность, которая опосредствует ее отношения с социально-экономической средой, общение с окружающими, конституирует социальную ситуацию развития. Для каждой стадии профессионального становления характерна одна ведущая деятельность. Вместе с тем следует учесть влияние и других видов деятельности, определяющих полноценное становление личности: социальная активность обеспечивается общением в социально-профессиональных группах, нравственное развитие - взаимодействием с референтными лицами и организациями. Очевидно, что многоплановые виды выполняемой личностью деятельности обогащают процесс профессионального становления.
Таким образом, движение личности в развивающемся профессиональном пространстве определяется следующими тремя факторами:
- возрастными изменениями, обусловливающими периодизацию развития личности;
- системой непрерывного образования;
- ведущей профессионально ориентированной деятельностью.
Равнодействующей взаимодействия этих трех факторов является профессиональное становление личности - движение ее в профессионально-образовательном пространстве и времени профессиональной жизни. Оно охватывает период развития личности с начала формирования профессиональных интересов и склонностей до окончания профессиональной биографии.
Не нашли готовую?