Задание.№ 1. Выполните обобщение и ограничение следующих понятий: «рябина», «ученый».
Задание.№ 2. Определите вид отношений между понятиями. Изобразите отношения с использованием кругов Эйлера.
А) сельский учитель, учитель;
Б) белые туфли, черные туфли.
Задание.№3. Дайте логическую характеристику следующим понятиям: «группа», «В.Высоцкий».
Задание.№ 4. Определите вид логической операции с понятиями:
Грибы бывают съедобными и несъедобными.
Задание.№ 5. Обозначьте определяемое и определяющее понятие, а также родовые и видовые признаки:
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании, свойстве и отношении предметов.
Задание.№ 6. Попытайтесь ответить на вопрос: «Что общего между отношениями подчинения и соподчинения?». Обоснуйте ответ, подтвердив примерами.
Задание.№ 7. Найдите логическую ошибку. Как она называется?
Песня – музыкальное произведение.
Задание.№ 8. Какая связь между понятиями «субъект», «предикат», «термины суждения»?
Задание.№ 9. Определите состав и логическую форму следующих суждений:
А) Москва больше Рязани.
Б) Иногда встречаются ящерицы похожие на змею.
Задание.№ 10. Обозначьте способ выражения связки в следующих суждениях:
А) Большой театр представляет собой красивое здание, расположенное в центре Москвы;
Б) Австрия – европейская страна.
Задание.№ 11. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:
А) В здоровом теле здоровый дух.
Задание.№ 12. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:
А) К вечеру или пойдет дождь, или похолодает.
Задание.№ 13. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения. Составьте схему вывода.
А) Все студенты нашей группы являются успевающими.
Задание.№ 14. Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Установите их истинность или ложность.
А) Некоторые писатели – авторы фантастических романов.
Задание.№ 15. Проверить правильность простого категорического силлогизма при помощи общих правил, специальных правил фигур и круговых схем.
А) Ни одна сказка не имеет печального конца. Некоторые произведения детской литературы написаны в жанре сказки. Следовательно, некоторые произведения детской литературы не имеют печального конца.
Задание.№ 16. Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему, б) по отрицающему модусу, постройте их схему в символической записи. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если…, то…»).
А) Не наловишь рыбы – не сваришь ухи.
Не нашли готовую?