Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Контрольная работа по логике. 51 задание

Артикул:  10866
Предмет:  Логика
Вид работы:  Готовые контрольные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  67  стр.
Стоимость:  700   руб.

Краткое описание


Тема: ПОНЯТИЕ как форма мышления

Обобщение и ограничение понятий:

Упражнение 1

Обобщите понятия.

**1.Заданное понятие: А  Теория государства и права. 

Обобщающее понятие: В   Теория.

2.А  Человек, идущий по улице Солнечной. 

В Человек, идущий по улице.      

3.А  Школа. 

В Учебное заведение.

1.Конституция.  2.Осень.  3.Антарктида.  4.Верховный суд автономной республики.  5.Общественное порицание.  6.Ректор.  

7.Министр.  8.Нотариус.

Упражнение 2

Ограничьте понятия.

1.Заданное понятие: А  Право.           

Ограничивающее понятие: В  Уголовное право 

2. А  Растение. 

В  Дерево.       

3.А  Спутник планеты. 

В  Большой спутник планеты.

1.Преступление. 2.Закон. 3.Наказание. 4.Республика. 5.Кража. 6.Политическая партия. 7.Учебник. 8. Форма мышления.

Упражнение 3

Проверьте правильность обобщения понятий.

1.Кабинет министров — правительство. Обобщение выполнено неправильно, так как эти понятия равнозначные. 2. Час — 

сутки. Обобщение выполнено неправильно, так как это несовместимые понятия, они не находятся в родовидовых отношениях. 

3.Арбуз —  растение семей-ства тыквенных. Обобщение выполнено правильно.

1.Лето — наиболее теплое время года.  2. Районный прокурор — областной прокурор. 3. Договор — сделка.  

4.Месяц — год.  5.Калий — металл.

Упражнение 4

Проверьте правильность ограничения понятий.     

1.Организм — живая клетка.

 2.Оркестр — виолончель.  

3.Старший офицер — майор.

4.Великая держава — Китай. 

5.Циферблат — цифра. 6. Республика — федеративная рес-публика. 7. Религия — буддизм.

Отношения между понятиями по объему

Упражнение 5.Определите вид отношения между совмести-мыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов 

Эйлера).

1.А Преступление. В  Уголовное правонарушение.  Равно объемность (тождественность). 

2.А Европейское государство. В  Федеративное государство. Перекрещивание. 

3.А Кошка. В  Рыжая кошка. Подчинение (субординация).                                                                                                                                      

1.Высшее учебное заведение, университет. 2. Конница,кавалерия. 3.Писатель, русский писатель, автор романа «Тихий 

Дон». 4.Президент, президент США, глава государства. 5. Офицер, спортсмен, орденоносец. 6. Дубрава, лес, роща. 

7.Записка, шпаргалка. 8. Мать, дочь, родители. 

Упражнение 6

Подберите понятия, равнозначные заданным.

1.Заданное понятие: А  Разумное существо.        

Равнозначное: В Человек. 

2.А Глазной врач. 

В  окулист.

1.Квадрат. 2.Конституция. 3.Рука. 4.Полдень.                                                                                                                           

Упражнение 51

К заданным тезисам подберите аргументы, достаточные для обоснования истинности тезиса. Запишите схему.

1.Задан тезис: Сократ смертен.  

Подбираем аргументы: Все люди смертны (а1). Сократ - человек (а 2). 

Строим демонстрацию в форме ПКС, записываем схему:   

Все люди (М+) смертны (Р-).          

Сократ (S+) — человек  (М-).                       

Сократ (S+) смертен (Р-).

Правила фигуры соблюдены. Тезис достоверен.

Демонстрацию можно построить и в форме утверждающего модуса условно-категорического умозаключения: 

Если Сократ – человек (р), то он смертен (q)   (а 1)    р  q

Сократ – человек  (р)    (а 2)   р____

Сократ смертен    (Т)            q

Рассуждение идет по правильному модусу. Тезис достоверен.      

2.Задан тезис: Некоторые российские театры имеют в репертуаре произведения русских классиков.

Подбираем аргументы: (а1) – МХАТ имеет в репертуаре произведения русских классиков; (а 2) – М ХАТ– русский театр.

Строим демонстрацию в форме ПКС, записываем схему:

МХАТ (М+) имеет в репертуаре произведения русских классиков (Р-)

М ХАТ (М+) – русский театр (S-)_____________________________

Некоторые российские театры (S-) имеют в репертуаре произведения рус-ских классиков (Р-)

Правила ПКС соблюдены. Тезис достоверен.

3.Задан тезис: Если Семенов заболел, он может быть освобожден от работы.

Подбираем аргументы: (а1) – Если Семенов заболел, он может получить больничный лист; (а 2) – Если он может получить 

больничный лист, он может быть освобожден от работы. 

Строим демонстрацию в форме чисто-условного умозаключения:                                                            

Если Семенов заболел (а), он может получить больничный лист (в).                                          

Если он может получить больничный лист (в), он может быть освобожден от работы 

(с).____________________________________________________                        

Если Семенов заболел (а), он может быть освобожден от работы (с).                                         

Его схема: а в

в с

а с Умозаключение построено правильно. Тезис достоверен.                                                                                           

тезисы и аргументы. Определите, какое умозаключение положено в основу демонстрации. Символически выразите структуру этого умозаключения. Установите, правильно ли заданное доказательство (если неправильно, назовите правило, которое нарушено).

«Стентон. Могу сообщить вам, Олуэн... Я с самого начала подо-зревал вас в убийстве Мартина (Т) .

Олуэн.  Вы подозревали меня? Но почему?

Стентон. По трем причинам. Во первых, я не мог понять, зачем было Мартину кончать с собой. Видите ли, я знал, что он не брал денег, и, хотя он находился в крайне затруднительных обстоятельствах, мне он казался не из тех, кто таким путем выходит из положения (а1). Затем я знал, что вы проехали к нему (а2)... Я вам сказал, что у меня была еще третья причина. Я попал в коттедж очень рано на следую-щее утро... Я приехал, когда там были только доктор и констебль. Я заметил коечто на полу, что прозевал деревенский полицейский, и поднял с пола, когда он отвернулся. С тех пор храню это в моем бу-мажнике. (Вытаскивает бумажник и вынимает из него кусочек цвет-ного шелка). Я довольно наблюдателен в таких вещах (а3).

Олуэн. Да, это клочок платья, которое было на мне... Он был оторван во время нашей борьбы (а4). Так вот откуда вы узнали?

Стентон. Да, вот так я и узнал (Т)».

В основе демонстрации - полная индукция.  Символическая за-пись связи тезиса и аргументов:

а1 обладает р

а2 обладает р

а3 обладает р

а4 обладает р

а1, а2, а3, а4 составляют класс Т

Каждый элемент Т обладает р

1.Водитель нарушил правила дорожного движения. Авария произошла по вине водителя. 2. Так как верно, что мышь может сгрызть какую-нибудь книгу, а также что «мышь» является существительным, то ясно, что будет верным то, что есть такие существительные, которые могут сгрызть какую-нибудь книгу. 3. Поскольку риск, как говорится, благородное дело, и очевидно, что дача взятки должностному лицу, безусловно, представляет собой риск, отсюда с необходимостью по правилам логики следует, что дача взятки должностному лицу является делом благородным.                                                                                                                          

Упражнение 7

Подберите понятия, находящиеся в отношении перекрещивания к заданным.

1.Заданное понятие: А  Студент.                  

Перекрещивающееся: В   Спортсмен. 

2.А Всадник. 

В Воин. 

3.А Карандаш. 

В Красный     

1.Военнослужащий. 2. Депутат. 3. Закон. 4. Академия.

Упражнение 8. К заданным понятиям подберите подчиняющие, подчиненные и соподчиненные понятия .

Заданное понятие: А   Озеро.       

Подчиняющее: В  Водоем.       

Подчиненное: С  Глубокое озеро.    

Соподчиненное : D  Река. 

1.Награда.  2.Учебник.  3.Понятие. 4.Живописец.

Упражнение 9

Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида, а какие — части и целого.

1.А Кошка.  В Рыжая кошка.            

Родовидовые отношения.

2.А Час.    В Сутки.             

Отношение части и целого.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                1.Право, гражданское право.

2. Элементарная частица, электрон.

3. Батальон, рота.

4. Дерево, крона.

5. Учебное заведение, лицей.

6.Военно-морской флот, линкор.

7. Институт, факультет.

8. Преступление, умышленное преступление.  

9. Китай, Азия.

Упражнение 10

Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.

Заданное понятие: А  Холодный климат. 

Противоположное: В  Теплый климат. 

Противоречащее: С  Не холодный климат.

1.Бедный.  2.Друг.  3.Легкая работа. 4.Истина.

Упражнение 11

Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем. 

1.А  Школа. В  Средняя школа. С  Десятый класс.       

2.А  Оружие. В  Финский нож. С  Пистолет. D  Огнестрельное оружие. Е  Орудие преступления.       

3.А  Наказание. В  Лишение свободы. С  Штраф. D  Исправительные работы.                                                                                                                                                                                                                                                      1.Ученый, юрист, общественный деятель.

2.Участник Великой Отечественной войны, полковник, генерал.  

3.Христианство, православие, протестантизм, религия.

4.Насилие, принуждение.  

5.Автор романа «Война и мир», русский писатель, писатель, мыслитель.

6.Должностное преступление, халатность, взяточничество.  

7.Дедушка, сын, внук, отец, брат.

8.Эрудиция, невежество.

9.Естественный спутник ка-кого нибудь небесного тела, спутник Земли, небесное тело, спутник Марса, спутник какогонибудь небесного тела, искусственный спутник какого-нибудь небесного тела.

Упражнение 12

Приведите пример понятий, отношения которых по объему выражаются заданной схемой.                                                                                                                                     

2.Все мужчины любят детективы. Это следует из того, что я знаю, что Андрей с увлечением читает детективы, Игорь также 

читает их запоем, мой отец и брат тоже с удовольствием читают детективы. Вот и мужчина, который сидит напротив меня, 

тоже держит в руках детектив.  

Умозаключение неполной индукции. Его схема:

S1 обладает Р

S2 обладает Р

S3 обладает Р

S4 обладает Р

S5 обладает Р

S1, S2, S3, S4 , S5 принадлежат К

По-видимому, каждый элемент класса К обладает Р

Здесь класс К – мужчины, Р – признак – любить детективы.

1.Для выступления с докладами на студенческой обще институтской конференции подготовились шесть членов кружка по философии: А., Б., В., Г., Д., Е. Студент А. выступил с докладом на пленарном заседании. Студенты Б., В., Г., Д., Е. выступили с докладами на секциях. Таким образом, все члены кружка по философии, приготовившие доклады, выступили на конференции.

2.Крестьянская война 874-901 гг. в Китае потерпела поражение. Крестьянская война 1524 -1526 гг. в Германии потерпела поражение. Потерпела поражение крестьянская война в Ки-тае в 1628-1645гг., а также крестьянские войны в России в ХVII в. и крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. Следовательно, все крестьянские войны терпели поражение.

3.«Я успешно сдала и этот экзамен, конечно же благодаря тому, что сдавала его в бирюзовом платье, - подумала Наташа. – Ведь экзамен по математике я сдавала в нем и сдала успешно. Да и историю я сдавала в нем, а по истории я полу-чила «отлично». Теперь все экзамены буду сдавать только в бирюзовом».

4.Ни одна из моих дискет не содержит известных вирусов, так как каждую из них я проверял лично сам.

Доказательство 

Упражнение 50.Из заданного доказательства выпишите 

Схема:  р  r

        q  r

        p   q                   

r  Простая конструктивная дилемма.

1.Если птица летит в одном направлении со стаей, то примыкает к ней, нет — летит в одиночестве. Но птица или летит или не летит в одном направлении со стаей.   

2.Если увеличивается семья нанимателя, то это ведет к изменению условий договора; если же семья нанимателя уменьшается, это тоже ведет к изменению условий договора найма жилого помещения. Семья нанимателя может увели-чиваться или уменьшаться. 

3.Чтобы попасть на этой неделе в Красноярск, надо приобрести билет на самолет или на поезд. Но достать билет на самолет или на поезд не удалось.

4.Если философ признает первичность материи и вторичность сознания, значит, он материалист; если же он считает первичным сознание, дух, то он стоит на позициях идеализма. Но философ может признавать или первичность материи, или первичность сознания.

Индуктивные умозаключения.

Упражнение 49.Укажите умозаключения полной и неполной индукции, составьте схемы умозаключений.

1.Свидетелями по делу Беляева являются граждане М., Н., П., Л. Во вторник были допрошены свидетели П. и Н, на следующий день - остальные свидетели. Следовательно, допрошены все свидетели по делу Беляева.

Умозаключение полной индукции.  Схема умозаключения:

S1 обладает Р

S2 обладает Р

S3 обладает Р

S4 обладает Р

S1 , S2, S3, S4  составляют класс К

Каждый элемент К обладает Р

Здесь класс К – все свидетели по делу Беляева, Р – признак  «быть допро-шенным».                                                                                                                            

Определение понятий

Упражнение 13

Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение.*

1.Студент - это учащийся. Неправильное определение. Ошибка не-соразмерности, слишком широкое определение (определяющее понятие «учащийся» по объему шире понятия «студент»). Правильное определе-ние: Студент - учащийся высшего или среднего специального учебного заведения.  

2.Архитектура - застывшая музыка. Неправильное определение. Нарушено правило ясности и четкости. Правильное определение: Архи-тектура - строительное искусство.

3.Букварь - книга, являющаяся учебным пособием для обучения грамоте. Неправильное определение. Нарушено правило непрерывности. Пра-вильное определение: Букварь - учебное пособие для обучения грамоте.

4.Минёр - человек, занимающийся минированием и разминированием местности. Неправильное определение. Нарушено правило нетавтологичности. Правильное определение: Минёр - человек, занимающийся установкой и обезвреживанием зарядов взрывчатых веществ. 

5.Домохозяйка - это не профессия. Неправильное определение. Нарушено правило не отрицательности.        

1.Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации.

 2.Нация - устойчивая историческая общность людей. 

3.Мошеник - человек, занимающийся мошенничеством.  

4.Кибернетика - не искусство.  

5.Истина - дочь разума, мать мудрости.

 6.Рука - орган и продукт труда.

7. Кража - тайное похищение какого-либо имущества.

8. Кислород – необходимое условие жизни.

9. Гималаи - высочайшие горы мира. 

Операции над объемами понятий.

Упражнение 14. Объедините объемы данных понятий. Результаты операции изобразите в виде схем и запишите с помощью знака сложения.

1.А Писатель Л.Н. Толстой. В  Автор романа «Война и мир».  А+В=А=В         

2.А  студент. В  спортсмен.   А+В=С   

Результат сложения включает студентов и спортсменов.

3.А  кошка. В  рыжая кошка.   А+В=А

4.А  глубокий. В  неглубокий.    А+В=С  

Объем понятия С включает в себя объем понятия А и понятия В.                                                                                                              

1.Законный, противозаконный.

2. Пролог, эпилог.  

3.Студент, ученик.

 4.Офицер, майор.  

5.Судья, филателист.

6.Ю.А. Гагарин, первый космонавт.

7.Город, столица, населенный пункт.

8.Студент, рабочий, колхозник. 

Упражнение 15

Произведите операции пересечения объемов понятий, использовав понятия упр.14. Операцию запишите с помощью знака умножения и изобразите в виде схемы. Сравните их со схемами объединения.

1.А  Писатель Л.Н. Толстой. В  Автор романа «Война и мир». АВ=А=В

2.А  студент. В  спортсмен. АВ=С 

Результат умножения включает объем понятия «студент, занимающийся спортом».

3.А  кошка. В  рыжая кошка.   АВ =В 

4.А  глубокий. В  неглубокий.   АВ =Ø                                                                                                                                                                                          Деление понятий

Упражнение 16

Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.                                                                                                                           

Преступление может быть умышленным (р) или неосторожным (q).                                                                                                                            Преступление, совершенное Н., является умышленным (р).              

Неверно, что оно является неосторожным (q).                                                              

Схема вывода: р       q   

                           р____  

                             q            —  утверждающе отрицающий модус. 

Большая посылка — суждение строгой дизъюнкции. Вывод достоверен.

1.Суждение может быть простым или сложным. Суж-дение «Медведев - старшина милиции» — простое суждение.

2.Доказательство бывает прямым или косвенным. Это не прямое доказательство.

3.Правонарушения делятся на преступления и проступки. Данное правонарушение -- проступок.

4.Проступки бывают гражданскими, административными и дисциплинарными. Проступок, который совершил гражданин Н., не 

является ни гражданским, ни дисциплинарным.

Упражнение 48

Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему.

Если преступление совершено вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, то эти обстоятельства признаются смягчающими ответственность виновного. Если преступление совершено под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действием потерпевшего, то это обстоятельство также признается смягчающим ответственность. Данное преступление совершено вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего.

Если преступление совершено вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (р), то эти обстоятельства признаются смягчающими ответственность виновного (r). 

Если преступление совершено под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действием потерпевшего (q), то это обстоятельство также признается смягчающим ответственность (r).   

Данное преступление совершено вследствие тяжелых личных обстоятельств (р) или под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего (q)._______________________

Имеются обстоятельства, смягчающие ответственность виновного (r).

 

Если погода испортится, то экскурсия не состоится, значит мы пойдем в театр.

Если погода испортится (р), экскурсия не состоится (q).                  р  q

Если экскурсия не состоится (q), то мы пойдем в театр (r).              q   r

Если погода испортится (р), то мы пойдем в театр (r).                       р  r

1.Если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды размоют дороги. Если дороги окажутся размытыми, то движение по ним станет невозможным и в результате многие населенные пункты окажутся без подвоза сырья и продовольствия.  

2.Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит превращается в раба ситуации.

Упражнение 46 

В условной посылке найдите основание и следствие, сделайте вывод, определите модус, постройте его схему.

Если вина обвиняемого не доказана, то он считается невиновным. Вина обвиняемого не доказана.. 

Если вина обвиняемого не доказана (р), то он считается невиновным(q).                          

Вина обвиняемого не доказана (р).____                  

Обвиняемый считается невиновным (q).

Схема вывода:      р  q

                               р____

                               q      — утверждающий модус

1.Если туман не рассеется, вылет будет задержан. Вылет не задержан.

2.Договор будет заключен, если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение. Однако, договор заключен не 

будет.

3.Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим. Судья Л. потерпевший.

Упражнение 47

Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительного умозаключения, постройте его схему.

Преступление может быть умышленным или неосторожным. 

Преступление, совершенное Н., является умышленным.                                                                                                                          

1.Сложные суждения делятся на соединительные, разделительные, условные и эквивалентные.  Деление по видообразующему признаку. «Сложные суждения» - делимое понятие. «Соединительные», «разде-лительные», «условные», «эквивалентные»  члены деления. Основание деления - смысл логических связок.

2.Все учащиеся делятся на двоечников, троечников, хорошистов и отличников. Деление по видо образующему признаку.  Основание деле-ния - получаемые учащимися оценки.

3.Глаголы в русском языке бывают прошедшего, настоящего и будущего времени. Деление по видо образующему признаку. Основание деления - временная форма глагола.

4.Созвучия бывают гармонические и дисгармонические.  Дихотомическое деление. Основание деления - наличие или отсутствие признака гармонии.         

1.Диктатура рабовладельцев исторически осуществлялась в разных формах: Древнеегипетская деспотия, Афинская демократия, Римская республика.

2.Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.

3.Политические партии могут быть правящими или оппозиционными.

4.Для удобства применения и повышения лечебного эффекта используются лекарственные формы жидкие, мягкие, твердые и газообразные.

5.Жанрами литературной критики являются рецензия, критическая статья об отдельном произведении, обзор, проблемная статья, монография о современном литературном процессе.

Упражнение 17

Укажите в каких задачах произведено деление понятий, а в каких - расчленение целого на части.

Решается аналогично упражнению 9. При решении этого упражнения можно проверить себя следующим образом. Допустим, мы решили, что в данном примере - деление понятия. Тогда каждый член деления(В) должен быть видом делимого понятия, которое, в свою очередь, должно быть родовым понятием(А). Поэтому можно сказать, что В - это такое А, которое обладает некими отличительными признаками. Например: Карандаши бывают простыми и цветными. Карандаш - родовое понятие(А), простой карандаш - видовое понятие(В). В самом деле, мы можем сказать, что простой карандаш - это карандаш  с не цветным грифелем. Таким образом, в данном примере мы имеем деление понятия. Другой пример: Час делится на минуты. Здесь мы не можем сказать, что минута - это такой час... То есть понятия «час» и «минута» не находятся в родовидовых отношениях. Поэтому в данном примере мы имеем расчленение целого на части.

1.Рабовладельческое общество было разделено на рабов и рабовладельцев.  

2.Самолеты делятся на монопланы и бипланы. 

3.Изложение материала в учебниках обычно подразделяется на введение, основные главы и заключение. 

4.Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны.

5.По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. 

6.Решениями, выносимыми судом первой инстанции, являются либо приговор, либо судебное определение. 

7. Сделки совершаются устно или в письменной форме. 

8. Меблировка его комнаты была весьма бедной: стол, кровать, табурет и колченогое кресло. 

9. Пьеса драматурга К. включает три действия и девять явлений. 

10.Институты имеют очные, заочные и вечерние отделения. 

11. Студенты делятся на студентов-очников, вечерников и заочников.

Упражнение 18

Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены.

1.Небесные тела - это звезды, кометы, Меркурий. Деление несоразмерно: объем суммы членов деления меньше объемов делимого понятия. Кроме того нарушено правило непрерывности деления («скачок»): понятие «Меркурий» является подвидом к понятию «Планеты», которое отсутствует среди членов деления.

2.В нашей группе учатся молодые девушки, низкорослые хоккеисты и большие любители пива. Деление неправильное. Нарушено правило одного основания и, как следствие, правило исключения членов деления. 

3. Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида - материки нашей планеты. Деление непра-вильное. Нарушено правило непрерывности (скачок), т. к. Европа и Азия являются частями материка Евразия. 

4.Растения размножаются семенами, черенками, частями корня, с помощью человека  и др . Деление неправильное. Нарушено правило од-ного основания.   

1.Научные знания делятся на естественно-научные, технические и гуманитарные. 

2.Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные. 

3.Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы. 

4.Языки делятся на искусственные, естественные и народные. 

5.Речь бывает устной, письменной, путанной и заумной. 

6.Принальная работа не пишется по заказу.  

12.Все секретари заняты полезным делом. Некоторые птицы — секретари. 

13.Все врачи имеют высшее образование.  Некоторые врачи работают в судебно-следственных органах. 

14.Некоторые сладкие вещи вредны для здоровья. Ни одна так называемая сдобная булочка не сладка. 

15.Ни одна приятная неожиданность не вызывает у меня досады. Ваш визит — приятная неожиданность.  

16.Все студенты юридических вузов изучают логику. Соколов не студент юридического вуза.

Упражнение 44

Восстановите пропущенную часть силлогизма, проверьте правильность вывода.

Обвиняемый имеет право на защиту. Следовательно, Л. имеет право на защиту.

В заключении находим субъект и предикат: «Л.(S) имеет право на защиту (Р)». Посылка «Обвиняемый (М) имеет право на 

защиту (Р)» является большей, так как в нее входит больший термин - предикат заключения. Восстанавливаем меньшую 

посылку: « Л. (S) — обвиняемый». Силлогизм имеет форму:

Обвиняемый (М+) имеет право на защиту (Р-).                         

Л.(S+) — обвиняемый (М-). 

Л.(S+) имеет право на защиту (Р-).                        

Все общие правила фигур ПКС соблюдены, вывод правильный.

1.Все студенты сдают экзамены, а Л. — студент.  

2.Все студенты сдают экзамены, значит, Н. — студент.  

3.Все планеты Солнечной системы вращаются по планетным орби-там. Следовательно, Плутон — планета Солнечной системы.  

4.Судья вправе задавать вопросы свидетелю в любой мо-мент его допроса, а С. — судья.   

5.Переводчику принадлежит авторское право на выполненный им перевод, а Л. — переводчик.

Выводы из сложных суждений

Упражнение 45 

Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему. Если условная посылка явно не 

выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если..., то...).

преступления наказуемы.  

Упражнение 43

Сделайте вывод из посылок; с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли заключение с необходимостью.  

Определите фигуру силлогизма.

Лицо, совершившее разбойное нападение, привлекается к уголовной ответственности.

П. привлекается к уголовной ответственности .

                                           Р+                                                          

Лицо, совершившее разбойное нападение, привлекается к уголовной от-ветственности .

S + М-

П. привлекается к уголовной ответственности 

S + Р-

П. совершил уголовное нападение 

Анализ посылок показывает: средний термин не распределен ни в одной из них, то есть  нарушено  правило терминов. Значит, 

вывод не является необходимым, заключение не достоверно.  2-я фигура ПКС.

1.Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. Свидетели обязаны давать правдивые показания.  

2.Свидетели обязаны давать правдивые показания, а Иванов свидетель.  

3.Лица не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде.  М. не может быть представителем в суде.  

4.Лицо, совершившее кражу личного имущества, привлекается к уголовной ответственности.  Н. кражу личного имущества не совершал.  

5.Некоторые студенты  успешно сдали экзамены. Некоторые студенты — любители эстрады. 

6.Некоторые офицеры имеют боевые награды. Некоторые военнослужащие — офицеры. 

7.Человек осваивает космическое пространство. Сорокин — человек.  

8.Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Н. не освобожден 

от уголовной ответственности.  

9.Супруги должны материально поддерживать друг друга. М. и Н. поддерживают друг друга. 

10.Картошка - не ананас. Все ананасы приятны на вкус. 

11. Некоторые стихи оригинальны.                                                                                                                                                                       

говоры бывают обвинительными, оправдательными и несправедливыми. 

7.Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно. 

8.Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.

9.Зубы у человека бывают передние, задние, верхние, нижние, резцы, клыки, молочные и зубы мудрости, а также зубы, подверженные кариесу. 

10.Транспорт бывает воздушный, морской, речной, подземный, сухопутный, железнодорожный, автомобильный и гужевой. 

11.Удобрения делятся на органические, азотные, фосфорные и калийные. 

Виды понятий

Упражнение 19

Дайте полную логическую характеристику понятиям.

1)«Юрист» - общее, конкретное, положительное, безотносительное, не собирательное.

2)«Коллекция» -  общее, конкретное, положительное, безотносительное, собирательное.

3)«Нерешительность» - общее, абстрактное, отрицательное, безотносительное, не собирательное.          

1.Государство.  

2.Западная граница государства.

3.Лес.   

4.Невиновность. 

5.Министерство юстиции.  

6.Гражданское мужество.  

7.Балтийский флот РФ.  

8.Ивановская область. 

9. «Парад» планет Солнечной системы в 1982 г.  

10. Молодость.   

11. Организация Объединенных наций.   

12. Следователь Степанов. 

13. Воздушный флот. 

14. Радар. 15. Юридическое лицо. 

16. Искусство как форма общественного сознания.   

Тема: СУЖДЕНИЕ как форма мышления

Суждение и предложение

Упражнение 20

 Найдите предложения, выражающие суждения.

1.Прощай, свободная стихия! (Пушкин). Побудительное предложение, суждения не выражает.     

2.Кто автор «Евгения Онегина»? Вопросительное предложение, суждения не выражает.      

3.Что яростной толпе сраженный гладиатор? (Лермонтов). Риторический вопрос содержит в себе утверждение, выражает суждение.

1.Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (Пушкин) 

2.Кто над морем не философствовал? (Маяковский).

3.Ни один подложный документ не является доказательством.

4.Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульете. (Шекспир)

5.Вещай, великий муж, на что сей создан свет? (Фонвизин).

6.Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов).

7.Писатель, решивший написать рассказ о студентах.

Простые суждения

Упражнение 21

Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями.

1.Челябинск  - один из городов Южного Урала.  Атрибутивное суждение (S есть Р).

2.Ярославль южнее Вологды.  Суждение с отношениями  (хRу).

3.В атмосфере Юпитера нет кислорода.    Суждение существования.

1.Май этого года по статистике теплее мая предыдущих пяти лет.  

2.Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа.

3.Обычай - это правила, сложившиеся в результате многократного повторения определенных поведенческих ситуаций.

4.Каждая страна имеет свой гимн. 

5.Раньше Тверь называлась Калининым.

6.Со временем все тайное становится явным.

7.Законность - неотъемлемая часть демократии. 

8.Не существует абсолютной повторяемости явлений.

Упражнение 22

В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. Переделайте данное суждение в суждение со связкой «является» или «есть», кванторами «все», «ни один» или «некоторые», то есть перепишите данное суждение в стандартной форме.

► При переводе в стандартный вид необходимо сохранить суждение по количеству и по качеству, т.е. обязательно сохранить вид суждения. Очень                                                                                                                            

1.Ни одна захватническая война не может быть справедливой.  Освободительные войны являются справедливыми, поэтому они не могут быть захватническими.

2.Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответственности. Обвиняемый совершил кражу, поэтому он должен быть привлечен к уголовной ответственности.

3.Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он не виновен.

4.Религия - форма общественного сознания. Религия несовместима с наукой. Значит, некоторые формы общественного сознания несовместимы с наукой.

5.Некоторые элементарные частицы не имеют электрического заряда, так как известно, что нейтрон не имеет электрического заряда, а нейтрон - элементарная частица.

6.Все рыбы дышат жабрами. Значит, кит - не рыба, он не дышит жабрами.

Упражнение 42

Сделайте вывод из посылок. Проверьте правильность вывода  с помощью общих правил ПКС.

Неопубликованные законы применению не подлежат. Данный закон не опубликован.

Неопубликованные законы (М) применению не подлежат (Р).             

Данный закон (S) не опубликован (М).___ ________________                Данный закон (S) применению не подлежит (Р).                                       Схема вывода:  Ни одно М+ не есть Р+

                                          ________S+ есть М--__ 

                                                          S+ есть Р+ 

Все общие правила ПКС соблюдены. Вывод верен.

1.Обвиняемый имеет право на защиту. Н. обвиняемый.  

2.Все студенты нашей группы получили зачет по иностранному языку. Волков зачет по иностранному  языку не получил.

3.Боль подтачивает силы человека. Никакая боль не желательна. 

4.Тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос. 

5.Заведомо незаконный арест наказывается лишением свободы. Заведомо незаконный арест — преступление против правосудия.  

6.Ни один француз не любит пудинг. Все англичане любят пудинг. 

7.Пропаганда 

войны — государственное преступление, а государственные

ная на ограничение правоспособности, не является действительной.  

7.Некоторые жители нашего города верующие. 

8.Не все преступления совершаются с прямым умыслом. 

9.Каждый воин должен понимать свой маневр.

Упражнение 40

Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, составьте схему вывода.

Заданное суждение:                       

Все студенты нашей группы являются успевающими.

Обращение:                      

Все студенты нашей группы (S) являются успевающими (Р)                                     

Некоторые успевающие (Р) — студенты нашей группы  (S)      

Схема вывода: __ Все S суть Р___                    

                                 Некоторые Р суть S                              

1.Работники милиции принимают присягу. 

2.Некоторые студенты ЧелГУ -- первокурсники.  

3.Все преступления - общественно опасные деяния.  

4.Некоторые студенты первого курса не сдали зачет по иностранному языку. 

5.Многие страны Африки завоевали политическую независимость.

6.Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. 

7.Некоторые юристы - адвокаты.   

Простой категорический силлогизм

Упражнение 41

Сделайте полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, термины. Проверьте правильность вывода  с помощью 

общих правил ПКС.

Новиков имеет право на образование, поскольку Новиков – гражданин РФ, а каждый гражданин РФ имеет право на образование.

                     М+                                  Р-

Каждый гражданин РФ   имеет право на образование .   Большая посылка

       S+                  М- 

Новиков -  гражданин РФ .      Меньшая посылка

_______________________________________________________________ 

      S+                        Р-

Новиков  имеет право на образование .                                              

                                       Заключение

Все общие правила ПКС соблюдены. Вывод правильный.                                                                                                                         

важно не изменить объемы субъекта и предиката.                                                

1.Каждый   человек    имеет право на образование.    

Суждение общеутвердительное. Связка явно не выражена.

В стандартной форме: «Все люди являются теми, кто имеет право на образование».                                                               

2.Среди   студентов   есть    те, кто увлекается детективами.   

Суждение частноутвердительное.

В стандартной форме: «Некоторые студенты являются теми, кто увлекается детективами». 

3.Никому из сотрудников отдела не было известно, кто станет начальником. Суждение общеотрицательное.

Связка явно не выражена. В стандартной форме: «Ни один сотрудник отдела не является тем, кому было известно, кто станет начальником».                                                                    

4.Некоторые   водители за рулем  не   курят.  

Суждение частноотрицательное. Связка явно не выражена.

В стандартной форме: «Некоторые водители за рулем не являются теми, кто курит».

1.Ни один нацистский преступник не уйдет от возмездия. 

2.Некоторые страны не имеют однопартийной системы.

3.Инвалиды Великой Отечественной войны  имеют право на льготы.

4.Сокровища Оружейной палаты являются народным достоянием.

5.Некоторые свободомыслящие люди начала ХХ века не являлись  революционерами.

6.Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройством их экономики. 

7.Не все геометрические фигуры являются правильными.

8.Нет адъютанта без аксельбанта. (К. Прутков)  

9.Некоторая часть картин молодых художников была продана на аукционе.

Упражнение 23

Определите вид суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения: А, Е, I, О. Перепишите суждение в стандартной 

форме.

1.Незаконная сделка является недействительной. 

Все S суть Р.  Общеутвердительное суждение - SаР.  В стандартной форме: 

Все незаконные сделки являются недействительными.

2.Ваша версия не подтверждается фактами.

S не есть Р. Единичноотрицательное суждение относим к общеотрица-тельнымтельным - SеР. В стандартной форме: Ваша версия не 

является тем, что подтверждается фактами.

3.Есть книги, которые студенты читают с большим интересом. Частноутвердительное суждение - SiP.

Некоторые S суть Р.  В стандартной форме: Некоторые книги есть то, что студенты читают с большим интересом.

4.Никто не имеет права нарушать законы. 

Ни одно S не есть Р. Общеотрицательное суждение - SeP.

В стандартной форме: Ни один человек не является тем, кто имеет право нарушать законы.

5. Некоторые студенты не знают иностранного языка.

Частноотрицательное суждение - SoP. 

Некоторые S не есть Р. В стандартной форме: Некоторые студенты не являются теми, кто знает иностранный язык.

1.Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений.  

2.Некоторые осужденные к лишению свободы — рецидивисты.  

3.Некоторые сделки являются односторонними.  

4.Сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной.  

5.Работник, невиновный в выпуске бракованной продукции, не может быть привлечен к материальной ответственности.

6.Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух. 

7.Компьютеризация в промышленноразвитых странах породила новые виды преступлений.  

8.В здоровом теле здоровый дух.

Упражнение 24

Определите вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и 

предиката.  

1.Суждение - форма мышления.

Общеутвердительное суждение (SаР).

Субъект распределен, предикат не распределен.                                    

2.Ни один человек не безупречен.

Обще отрицательное суждение (SeP).

Субъект и предикат распределены.                                                                                                                        

быть общегосударственной. Существуют общегосударственные идеологии.  4. Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна 

наука своего предмета исследования не имеет.

Упражнение 38

Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания.

1.Поляков изучает высшую математику, так как  он студент технического вуза, а в технических вузах все студенты изучают высшую математику.  

2.Семенов студент, ведь он сдает экзамены.  

3.Д. Не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.  

4.Правый глаз чешется — радоваться, левый — плакать. 

5.Солнце встает, так и утро настает.  

6.Оттого телега запела, что давно дегтю не ела.  

7.Перчатку потерять — к несчастью. Зеркало разбить — к худу.

8. Студенту Н. следует поставить зачет, так как  он уезжает в командировку.

Тема: УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ как форма мышления

Непосредственные умозаключения

Упражнение 39

Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода.

Заданное суждение: 

Некоторые преступления не являются умышленными.

Превращение:                                                                                         

Некоторые преступления (S) не являются умышленными (Р)_              

Некоторые преступления (S)  являются неумышленными (Р)       

Схема вывода:    Некоторые S н

е есть Р                             

Некоторые S есть не-Р

1.Все студенты нашей группы являются успевающими.  

2. Ни одна захватническая война не является справедливой.  

3.Некоторые предприятия нерентабельны.  

4.Это решение суда не обосновано.

5.Некоторые приговоры суда не являются обвинительными.  

6.Ни одна сделка, направлен-

зация прокатного стана, выполненная по предложению Кузнецова, подняла его производительность на 50%. 4. Зоотехник ежемесячно 

производит перевеску всех свиней с начислением им зарплаты. 5. Плакат на почте: «За связь без брака». 6. Из объявления: 

«Продаются куры, несущие яйца, холодильник, стол, диван, стулья». 7. ИЗ объявления: «Уважаемые жильцы! В среду 20 августа в 

нашем доме будут производить дезинсекцию против тараканов. Просим убеди-тельно жильцов быть в это время дома, так как 

уничтожение тараканов будет производиться только вместе с ними».

Упражнение 36

Опираясь на закон не противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений.

1.Все студенты 3-й группы подготовились к семинарскому занятию. Ни один студент 3-й группы не подготовился к семинарскому занятию.  

2.Все студенты 1-й группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты 1-й группы к зачету по логике не подготовились.  

3.Некоторые государства избрали в качестве политической формы правления президентскую республику. Ни одно государство не избрало в качестве политической формы правления президентскую республику.   

4.Не каждый орган государства имеет полномочия на издание нормативных актов. Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов.   

5.Окна во всех этажах дома были ярко освещены. Окна были ярко освещены во многих этажах дама.   6. Организатором ограбления кассы был Николай Н.  Организатором ограбления кассы был Анатолий П.

Упражнение 37

Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений.

1.Некоторые студенты 1 курса сдали зачет по иностранному языку досрочно. Ни один студент 1 курса зачет по иностранному зыку досрочно не сдавал.   

2.Некоторые правовые акты не являются нормативными. Все правовые акты 

являются нормативными.  

3.Никакая идеология не может                                                                                                                           

3.Бывают студенты, которые учатся добросовестно.

Частноутвердительное (SiP).                                                                  

Субъект и предикат не распределены.

4.Часть овощей не заложили в хранилище.                                      

Частноотрицательное (SoP).                                                                 

Субъект не распределен, предикат распределен.                                                                                                    

1.Никакая поддержка террористических банд не может быть оправдана.  

2.Некоторые соглашения не являются вы-годными для одной из сторон.  

3.Честный ученый не может устраниться от решения экологических проблем.  

4.Ничто не проходит бесследно.  

5.Современный этап в развитии нашей страны характеризуется ростом демократических тенденций. 

6.Некоторые работники суда не имеют высшего образования.  

7.Новодевичье кладбище - пантеон выдающихся представителей русской культуры. 

8.Некоторые лица, достигшие 15 лет, могут быть приняты на работу.  

9.Ни один человек не должен страдать за правду.

Упражнение 25

Установите распределенность терминов суждений, данных в упр. 22 и 23.

1.Незаконная сделка является недействительной.

2.Ни один нацистский преступник не уйдет от возмездия.

Упражнение 26

Из заданных субъекта и предиката с указанной распределенностью составьте истинное суждение.

1. S -  студент    Р -  спортсмен        

Суждение: Некоторые студенты являются спортсменами. (I)

2. S -  студент  Р +   спортсмен  

Суждение:  Некоторые студенты не являются спортсменами. (O)

3. S +  Л.Н. Толстой     Р +   автор романа «Война и мир»     

Суждение: Л.Н. Толстой - автор романа «Война и мир». (А)

4. S +   Л.Н. Толстой  Р +  бессмертный    

Суждение:  Л.Н. Толстой не является бессмертным. (Е)

5. S +  Л.Н. Толстой    Р -  писатель            

Суждение: Л.Н. Толстой - писатель. (А)

1. S +  композитор;  Р --   музыкант.          

2. S --  студент; Р --   мастер спорта.

3. S +  прокурор;  Р --   человек, имеющий специальное юридическое образование.

4. S --  преступник; Р --   человек, представляющий опасность для общества.

5. S +  человек; Р +   тот, кто может нарушать законы страны проживания.

6. S +   русский; Р +   тот, кто не любит быстрой езды. 

7. S --  кинофильм; Р --   детектив.             

8. S +  собака; Р --   друг человека.

9. S --  умеющий читать; Р +   умеющий писать.

10. S --  выдающийся математик; Р +   принявший не евклидову геометрию.

Упражнение 27

Восстановите суждение по данной схеме отношений между терминами:

Решается аналогично предыдущему.                                                                                            

S  книга           S  жилой дом            S  облако              S  облако

Р  учебник         Р  кирпичный дом        Р  кучевое             Р  кучевое                                                   облако                     облако

 

Упражнение 28

Укажите какая из приведенных схем верно выражает отношение терминов в данных                                                                                                                                                                                                                                     последнем столбце всегда будет чередование значений «И» и «Л». В результате мы получаем в таблице все возможные сочетания значений «И» - «Л» для 

входящих в состав формулы переменных.

После этого последовательно выписываются (начиная со скобок, как в последовательности выполнения действий в математических 

формулах) все логические связки заданной формулы. И, наконец, заполняется собственно таблица истинности, имея ввиду таблицу 

истинности логических связок.                                                             

((а  (b  c))  (b  c))  а

(b  c)      

(b  c)а  (b  c))          

 (b  c)((а  (b  c))                    

 (b  c))   а

Так как  в последней колонке мы имеем только значение «истина», формула является законом логики.

1. а b  а  b

2. а   а

3.  (( а  b)  b )  

4. (а  b  с)  (а  с  b)

5. ((а b)  (c  d)  (b  d))  (а  c)

 

Тема: ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

Упражнение 35

Если в заданных суждениях Вы видите нарушение закона тождества, отредактируйте так, чтобы исключить эти нарушения.

1.С газетным рассказом о жене в кармане не раз хо-дил Захар в бой с врагом.  2. Сейчас Роза получает по 11 - 12 кг молока от 

каждой коровы своей группы, но она убеждена, 

что далеко еще не исчерпаны ее возможности.  

3. Модерни-

шенный в чай, тем быстрее растворяется, чем горячее чай.   11. Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах 

гигантов.   12. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами (Всеобщая декларация прав человека).

Упражнение 33

Выразите в символической записи комбинированные сложные суждения.

При нарушении служащими дисциплины (р)  администрация пред-приятия обязана взять у него либо устные (q), либо письменно

бъяснения (r).  В символической записи: р q r).

1.Автомобиль подлежит конфискации, если он служил орудием совершения преступления или был добыт преступным путем.  

2.Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо травмы, либо ожоги, либо то и другое.   

3.Гражданину Российской Федерации начисляется пенсия, если он достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж работы.    

4.Спортсмен подлежит дисквалификации, если он нетактично себя ведет по отношению к сопернику или судье и если спортсмен употребляет стимулирующие вещества. 

5.Если вода, которую мы берем либо из естественных, либо из искусственных водоемов, по показаниям анализов стала малопригодной для питья и приносит некоторый вред, санэпидстанция обязана принять срочные меры по оздоровлению источников. 

Табличное определение истинности сложных суждений

Упражнение 34

Являются ли следующие формулы законами логики:

При решении этого упражнения для каждой формулы необходимо составить таблицу, в левых столбцах которой перечислить все переменные заданной формулы. Затем необходимо определить по формуле (2п ) количество строк таблицы. После этого в крайнем левом столбце записать половину строк «И», а другую половину – «Л». Во втором слева столбце половину строк «И» заполняем «И», а другую половину – «Л». Далее половину строк «Л» заполняем «И», а другую половину – «Л». Затем следующий столбец (если он есть) заполняем аналогично предыдущему. Таким 

                                                                                                                    1.Студенты юридического факультета изучают правовые науки. 

2.Некоторая часть новых экспонатов была передана музею. 

3.Четыре студента 8-й группы не явились на досрочный семинар по логике. 

4.Некоторые общественно-опасные деяния являются преступлениями против личной собственности граждан.  

5.Хулиганство - умышленное действие, грубо нарушающее общественный порядок и выражающее явное неуважение к обществу.  

6.Ни один вопрос студента не должен оставаться без ответа.  

7.Большинство подростков отличаются жаждой социальной активности. 

8.Человек не живет два века.  

9.Некоторые государства, освободившись от колониальной зависимости, не приняли монархической формы правления.  

10.Чарльз Дарвин - создатель научной теории эволюции.  

11.Некоторые преступники - рецидивисты. 

12.Среди людей встречаются флегматики.  

13.Среди сотрудников нашего коллектива не мало квалифицированных специалистов.  

14.Везувий - действующий вулкан близ Неаполя. 

Отношение простых атрибутивных суждений по истинности

Упражнение 29

 Используя логический квадрат, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Установите их 

истинность или ложность.

Заданное суждение: Никто не пришел.        (Е и)    (Е л)

Противоположное: Все пришли.               (А л)    (А ?)

Противоречие:  Некоторые пришли.         (I л)     (I и)

Подчинение:   Некоторые не пришли.      (О и)   (О ?)                             

1.Совершеннолетние имеют право голоса.  

2.Несовершеннолетние не имеют право голоса.  

3.Ни одно млекопитающее не живет в воде. 

4.Все свидетельские показания подтвердились.  

5.Ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке. 

6.Каждый гражданин имеет  право на самозащиту.  

7.Всякий кулик свое болото хвалит.  

8.Все грибы съедобны.  

9.Никто его не понял.

Упражнение 30

Из приведенных суждений выведите противоречащие, частичной совместимости (подпротивности) и подчиняющие суждения. Установите их истинность или ложность.

Заданное суждение: 

Некоторые гости не принесли подарки.                (О и)    (О л)

Противоречие: Все гости принесли подарки.                 (А л)     (А и)

Подчинение: Ни один гость не принес подарка.            (Е ?)      (Е л)

Подпротивное: Некоторые гости принесли подарки.     ( ?)       ( и)

1.Некоторые преступления не являются умышленными. 

2.Некоторые писатели - авторы фантастических рома-нов.  

3.Большинство студентов успешно сдали сессию.

4.Некоторые правонарушения являются проступками. 

5.Некоторые суждения не являются простыми. 

6.Не всякому офицеру мундир к лицу. (К.Прутков)  

7.Некоторые рыбы живут в реках. 

8. Не все то золото, что блестит. 

Сложные суждения

Упражнение 31

Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, 

используя логические связки.

Амнистия может быть общей или частичной.  Разделительное (дизъюнктивное ) суждение, состоящее из двух простых: 

1) Амнистия может быть общей (р)   и  

2) Амнистия может быть частичной (q),  соединенных логической связкой «или». В символической записи р q  - строгая 

дизъюнкция.                                                                 

►Обращайте внимание на смысл логических связок!

1.Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намерено.  

2.Все люди рождаются свободными и рав-ными в своем достоинстве и правах. (Всеобщая декларация прав человека).  

3.Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем известным пунктам.  

4.Несовместимые понятия находятся в отношениях противопо-                          ложности, противоречия и соподчинения.  

5.Когда б на то не Божья воля — не отдали б Москвы. (Лермонтов).  

6.Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают споры.  

7.Облака бегут над морем, Крепнет ветер, зыбь черней. (Языков)  

8.В судебном заседании прокурор должен либо поддерживать обвинение, либо отказаться от него.  

9.Дитя не плачет — мать не разумеет.  

10.Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта.  

11.Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужой славою. (Карамзин)  

12.Двери были либо с витражами, либо без них.  

13.Шторма бояться — в море не ходить. 

Упражнение 32

Проанализируйте суждения: определите их вид, запишите с помощью символов.

1.Памятники культуры,  истории и природы являются достоянием народа. 

Конъюнктивное суждение  (р q r).

2.Если ты обучаешься без отрыва от производства, то для сдачи экзаменов предприятие должно предоставить тебе отпуск.   

Условное (импликативное) суждение (рq).

3.Разбойное нападение может быть совершено либо одним человеком, либо группой лиц.  Дизъюнктивное суждение, строгая 

дизъюнкция (р q).

1.Кризисы и конфликты — благодатная почва для международного терроризма.  

2.Мал золотник, да дорог.  

3.Если бы мы могли использовать только 10% солнечной радиации, падающей на поверхность, равную по площади Египту, то 

количество полученной таким образом энергии было бы равно тому количеству энергии, которое производится в настоящее время во 

всех странах. (Жолио-Кюри)   

4.Либо в стремя ногой, либо в пень головой.   

5.Лучше скажи мало, но хорошо.    

6.Виды трудового договора предусматривают зачисление работника или на неопределенный срок (постоянная работа), или на определенный срок не более 3-х лет, или на время выполнения определенной работы.   

7.Худо когда в дивизии Недостает провизии. (Прутков)    

8.Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора.  

9.Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.   10. Сахар/

...
...

Способы оплаты: