Задание 1 (общее для всех вариантов)
Романтики воскресшая страна,
Испания, где блеск твоей державы?
Где крест, которым ты была сильна,
Когда предатель мстил за слезы Кавы,
И трупы готов нес поток кровавый?
Твой стяг врагам навязывал закон,
Он обуздал разбойничьи оравы,
И полумесяц пал, крестом сражен,
И плыл над Африкой вой мавританских жен.
Теперь лишь в песнях отзвук тех побед, Лишь в песнях вечность обрели герои, Столпы разбиты, летописей нет,
Но помнит песнь величие былое.
Взгляни с небес на поприще земное,
О, Гордость! Рухнет бронза и гранит,
И только песнь верней, чем все иное,
Когда историк лжет, а льстец забыт,
Твое бессмертие в народе сохранит.
К оружию, испанцы! Мщенье, мщенье!
Дух Реконкисты правнуков зовет.
Пусть не копье подъемлет он в сраженье,
Плюмажем красным туч не достает, - Но, свистом пуль означив своей полет,
Ощерив жерла пушек роковые,
Сквозь дым и пламень кличет он: вперед!
Иль зов его слабей, чем в дни былые,
Когда он вдохновлял сынов Андалусии?
1.Назовите автора и произведение, из которого взят этот отрывок.
2.Пользуясь литературными энциклопедиями и словарями, объясните смысл подчеркнутых слов, выражений и названий.
3.Пользуясь рекомендованной научной литературой, определите основные темы этого фрагмента; проанализируйте художественные приемы, использованные для их решения.
4.Пользуясь рекомендованной научной литературой и текстом произведения, раскройте особенности его лирического героя.
Задание 2
Романтическая новелла-сказка Э.Т.А. Гофмана («Золотой горшок», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»).
Работа по 2 новеллам Гофмана. Необходимо внимательно прочитать эти тексты и подробно ответить на вопросы:
1.Воплощение принципа двоемирия в новеллах Гофмана:
- распадение мира и личности художника;
- мир реальный и его характеристика;
- мир ирреальный, мифологические и сказочные элементы;
- силы добра и зла (кто их представляет, как они показаны в текстах);
- двуплановость композиции новелл.
2.Романтический герой в новеллах, какой он, как его можно охарактеризовать.
3.Мотив двойничества в новелле.
4.Женские образы в новелле, смысл их «удвоения».
5.Особенности романтической иронии в новеллах, средства ее выражения. Найти в словаре, что такое «романтическая ирония» и привести примеры из прочитанных текстов.
6.Смысл финала произведений. Смысл названия новелл.
Задание 3
1.Назовите автора и произведение, из которого взят этот отрывок.
2.Определите основное настроение, выраженное автором в этом отрывке.
3.Проанализируйте приемы, с помощью которых создано это настроение.
4.Охарактеризуйте особенности стиля и художественного метода автора.
Весь этот нескончаемый пасмурный день, в глухой осенней тишине, под низко нависшим хмурым небом, я одиноко ехал верхом по безотрадным, неприветливым местам — и наконец, когда уже смеркалось, передо мною предстал сумрачный дом Ашеров. Едва я его увидел, мною, не знаю почему, овладело нестерпимое уныние. Нестерпимое от того, что его не смягчала хотя бы малая толика почти приятной поэтической грусти, какую побуждают в душе даже самые суровые картины природы, все равно - скорбной или грозной. Открывшееся мне зрелище - и самый дом, и усадьба, и однообразные окрестности - ничем не радовало глаз: угрюмые стены безучастно и холодно глядящие окна... кое-где разросшийся камыш...белые мертвые стволы иссохших дерев... от всего этого становилось невыразимо тяжко на душе, чувство это я могу сравнить лишь с тем, что испытвает, очнувшись от своих грез, курильщик опиума: с горечью возвращения к постылым будням, когда вновь спадает пелена, обнажая неприкрашенное уродство.
Сердце мое наполнил леденящий холод, томила тоска, мысль цепенела, и напрасно воображение пыталось ее подхлестнуть - она бессильна была настроиться на лад более возвышенной. Отчего же это, подумал я, отчего так угнетает меня один вид дома Ашеров? Я не находил разгадки и не мог совладать со смутными, непостижимыми образами, что ожидали меня, пока я смотрел и размышлял.
Не нашли готовую?