Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Рабочая тетрадь по истории

Артикул:  11916
Предмет:  История отечества
Вид работы:  Готовые контрольные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  16  стр.
Стоимость:  390   руб.

Краткое описание


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Крещение Руси.

Тема 2. Пётр Великий.

Тема 3. Александр I.

Тема 4. Декларация прав народов России от 2 ноября 1917 г.

Тема 5. Указ президента РСФСР № 297 от 03.12.1991 «О мерах по либерализации цен»

Тема 1. Крещение Руси

Задание № 1

Прочитайте фрагмент литературного произведения Ладинского А. «Когда пал Херсонес», М., 1973, с. 163 – 168 и ответьте на вопросы:

1. Как Вы думаете, о каком событии идет речь в этом отрывке?

2. Какая религия называется языческой?

3. В чем заключалось главное отличие христианской веры от языческой?

4. Вспомните, кто первым принял христианство на Руси, когда это произошло?

«Я проснулся и услышал, что город наполнен гулом взволнованных голосов, женским плачем и криками. Я направился на городскую площадь; до моего слуха донеслось:

- Нашего князя околдовали греки!

- Не отдадим на поругание светлых богов.

Кучка жителей приступила к трем воинам. Один из них говорил:

- Ваши боги не боги, а дерево. Сегодня оно есть, а завтра сгинет. Ваши боги сделаны человеческими руками, секирой.

- А кто гремит на небесах? – с отчаянием крикнула женщина с младенцем на руках.

- Гром гремит по воле божьей.

- Нет! Это Перун гремит! Испокон веков так было.

- Перун ваш – истукан. Истинный же бог тот, кому поклоняются греки. Он создал небо и землю, солнце и звезды. Потом сотворил человека и дал ему бытие на земле.

Но яростная почитательница Перуна выкрикнула:

- Ваши боги намалеваны краской!..

Они были возбуждены происходящим и готовы на всякую крайность. В глазах женщины можно было прочитать смятение.

А между тем глашатаи звали народ явится на реку Днепр. Я видел, как толпы людей спускались к реке. Весь берег был заполнен народом. Владимир вместе с Анной стоял на разостланных на лужайке ковре. Священники в сияющих облачениях у самой воды читали положенные молитвы. Русы садились на землю, снимали обувь и входили в воду. Многие делали это явно с недовольным видом… Видно было, что не понимают, что происходит с ними, но не осмеливались нарушить волю князя.

Женщины дико завопили, когда тяжко рухнул и колодой покатился с горы огромный Перун. Чтобы лишний раз доказать народу бессилие старых богов, по велению князя истукана привязали к хвостам косяка диких коней, и они далеко умчали его в поле. Надругавшись над Перуном, его бросили в Днепр. Кумир покачивался в воде и упрямо приплывал к берегу, и женщины кричали, простирая к нему руки:

- Выплывай, выплывай, светлый бог!

Но княжеские воины отталкивали идола от берега, и, подхваченный течением, он поплыл вниз по реке, к порогам, и вскоре скрылся из виду. Однако многие не хотели расставаться со своим божеством, плакали, им казалось, что вот-вот загремит гром и молния поразит нечестивцев, поднявших руку на бога».

Задание № 2

Прочитать отрывок из книги Карамзина Н. М. «История государства Российского», где главными действующими лицами является князь Владимир, представитель магаметан, представитель иудеев, представитель католиков, греческий философ и русские старцы и бояре, посланные для выбора веры и ответить на вопросы:

1. Какие религии были уже известны к этому времени?

2. Представители каких религий жили на границах Древнерусского государства?

3. Как Вы думаете, почему князь Владимир сделал выбор в пользу христианства?

Отрывок из книги Карамзина Н. М. «История государства Российского»

Древний летописец наш повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшими в земле козарской или Тавриде, присылали в Киев мудрых законников склонять Владимира к принятию Веры своей, и что великий князь охотно выслушивал их учение. Случай вероятный: народы соседствованные могли желать, чтобы государь, уже славный победами в Европе и в Азии, исповедовал одного Бога с ними, и Владимир мог также – увидев, наконец, подобно великой бабке своей, заблуждение язычества – искать истины в разных верах.

Первые послы были от волжских, или камских, болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала вера магометанская, утвержденная там счастливым оружием аравитян: болгары приняли оную и хотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание показалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино – уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских; не можем быть без него. – Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Весдержателя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, - ответствовали проповедники: - но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым». И Вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? Сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. – Наконец, безымянный философ, присланный греками, опровергнув в немногих словах другие Веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродельным и горе злым!» Крестися – ответствовал философ, - и будешь в раю первым.

[987 г.] Владимир, отпустив философа с дарами и с великой честию, собрал бояр и градских старцев; объявил им предложения магометан, иудеев, католиков, греков и требовал их совета. «Государь! – сказали бояре и старцы: - Всякий человек хвалит Веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству» - и великий князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты; наконец прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу Бога нашего! Сказал император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облаченный в святительские ризы совершал Литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется… Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав Веру греков, не хотим иной». Владимир желал еще слышать мнение бояр и страцев. «Когда бы Закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всей людей, не вздумала бы принять его». Великий князь решил быть христианином.

Тема 2. Пётр Великий

Задание № 1

Составьте историческую характеристику личности Петра Великого.

Записки датского посланника Юста Юля о Петре I

(Извлечение)

...Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые, вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен и умен. За обедом у обер-коменданта царь имел при себе меч, снятый в Полтавской битве с генерал-фельдмаршала Рейншильда. ...15 декабря 1709 г. после полудня я отправился на Адмиралтейскую верфь, чтобы присутствовать при поднятии штевней на 50-пушечном корабле, но в тот день был поднят один форштевень, так как стрелы (козлы) оказались слишком слабы для подъема ахтерштевня. Царь, как главный корабельный мастер (должность, за которую он получал жалование), распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором, коим владел искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники. Бывшие на верфи офицеры и другие лица ежеминутно пили и кричали. В боярах, обращенных в шутов, недостатка не было, напротив, их собралось здесь большое множество. Достойно замечания, что, сделав все нужные распоряжения для поднятия форштевня, царь снял перед стоявшим тут генерал-адмиралом шапку, спросил его, начинать ли, и только по получении утвердительного ответа снова надел ее, а затем принялся за свою работу. Такое почтение и послушание царь выказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам, ибо сам он покамест лишь шаутбенахт. Пожалуй, это может показаться смешным, но, по моему мнению, в основании такого образа действий лежит здравое начало: царь собственным примером хочет показать прочим русским, как в служебных делах они должны быть почтительны и послушливы в отношении своего начальника. 

С верфи царь пошел в гости на вечер к одному из своих корабельных плотников.

...Царь часто развлекается точением и путешествуя возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры. При моем посещении он временами вставал из-за станка, прогуливался взад и вперед по комнате, подшучивал над стоящими кругом лицами и пил с ними, а также порою разговаривал то с тем, то с другим, между прочим, и о самых важных делах, о каковых удобнее всего разговаривать с царем именно при подобных случаях. Когда же царь снова садился за станок, то принимался работать с таким усердием и вниманием, что не слышал, что ему говорят, и не отвечал, а с большим упорством продолжал свое дело, точно работал за деньги и этим трудом снискивал себе пропитание. В таких случаях все стоят кругом него и смотрят, как он работает. Всякий остается у него сколько хочет и уходит, когда кому вздумается, не прощаясь…

Задание № 2

Прочитайте мнение о Петре Первом Л.Н. Толстого и современного писателя А.Бушкова. что вы можете им возразить? «С Петра начинаются особенно близкие и понятные ужасы русской истории. Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжёт, закапывает живыми в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует» (Л.Н. Толстой) «Что же касается Петра, то я считаю, что самое точное определение для него нашёл Лев Толстой – «осатанелый зверь»… А всё, за что брался Пётр, влачило после него жалкое существование – металлургия, судостроение… Все его военные завоевания – миф. Все его экономические победы – фикция… Почти четверть населения потеряла Россия за время петровского правления!» (А. Бушков)

Тема 3. Александр I

Прочитайте фрагмент из письма Н. М. Карамзина и объясните, почему автор дает такую характеристику императору Александру I, аргументируйте свой ответ историческими событиями.  

Назовите не менее трёх итогов деятельности Александра I в области внутренней политики.

ИЗ ПИСЬМА Н. М. КАРАМЗИНА П. А. ВЯЗЕМСКОМУ

О ЦАРСТВОВАНИИ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I

(30 ноября 1825 г.)

«Двадцать пять лет мы, невинные и не подлые, жили мирно, не боясь ни тайной канцелярии, ни Сибири: скажем ему спасибо. Могущество России также при нем не упало. В душе его было что-то ангельское. Если он, как человек, не был лучше всех нас, то и мы вместе не лучше его. Кто умел так прощать и не мстить за личные оскорбления? Любя Россию, желаю, чтобы будущие государи ее уподобились ему в великодушии и во многих прекрасных свойствах».

Карамзин дает столь высокую оценку личности Александра  I в связи с тем, что его правление (особенно первая половина) было связано с некоторой либерализацией общества, с надеждами на реформы, с победами над Наполеоном и расширением территории страны, с развитием культуры и образования. Особенно Карамзин подчеркивает преимущества правления Александра в сравнении с последующим правлением Николая I: «Двадцать пять лет мы, невинные и не подлые, жили мирно, не боясь ни тайной канцелярии, ни Сибири: скажем ему спасибо».

Тема 4. Декларация прав народов России от 2 ноября 1917 г.

Ознакомьтесь с фрагментом документа Декларация прав народов России от 2 ноября 1917 г. и ответьте на вопросы: 

1. Чем обусловлено появление данного документа?

2. К кому обращается в декларации новая власть Российской республики?

3. Как новая власть оценивает национальную политику царского правительства?

4. На каких принципах будет проводиться большевиками национальная политика? 

Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения. Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю — она упразднена. Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми. Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков. Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть про- ведено решительно и бесповоротно. В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов — с другой. Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России. В период империализма, после февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокации, прикрывающейся 2 словесными заявлениями о «свободе» и «равенстве» народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия. Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России. Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России. Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско - аннексионистской буржуазии. Исходя из этих положений, первый 3 съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение. Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно. Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:

1) Равенство и суверенность народов России. 

2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. 

3) Отмена всех и всяких национальных и национально- религиозных привилегий и ограничений. 

4) Свободное развитие национальных меньшинств и этно- графических групп, населяющих территорию России. Вытекающие отсюда конкретные Декреты будут выработаны немедленно после конструирования Комиссии по делам национальностей. 

Именем Республики Российской Народный комиссар по делам национальностей Иосиф Джугашвили-Сталин. Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин) 2 ноября 1917 г.

Тема 5. Указ президента РСФСР № 297 от 03.12.1991 «О мерах по либерализации цен»

 Прочитайте фрагмент документа Указ президента РСФСР № 297 «О мерах по либерализации цен», характеризующий экономическую политику российского правительства по ослаблению государственного регулирования в сфере ценообразования, и ответьте на вопросы:

1. Чем обусловлены меры правительства по переходу к либерализации цен?

2. Насколько выполнимой оказалась задача возвращения деньгам роли стихийного регулятора цен и производства?

3. Насколько выполнимой оказалась задача разрушения монополии посредников в торговых сетях страны?

4. Какие последствия имело проведение указа в жизнь для основной массы населения страны?

В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года «О социально-экономическом положении в РСФСР» постановляю:

1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход, в основном, на

применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно - технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Государственные закупки сельско-хозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам.

2. Установить со 2 января 1992 г. применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг по перечням согласно приложениям № 1 и 2.

3. Правительству РСФСР:

— определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, предусмотренные в приложениях № 1 и 2 к настоящему Указу, и порядок их регулирования;

— по мере необходимости изменять номенклатуру продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам и тарифам, а также долю продукции, отпускаемую на свободную реализацию;

— ввести в действие в 1992 году порядок регулирования

цен на продукцию предприятий-монополистов;

— осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными государствами — бывшими союзными республиками переход на расчеты по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам.

4. Министерству экономики и финансов РСФСР разработать

положение о порядке применения свободных (рыночных) цен на продукцию производственно-технического назначения, товары

народного потребления, работы и услуги, а также с учетом антимонопольного законодательства порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен и довести их до заинтересованных организаций и предприятий.

...
...

Способы оплаты: