Тема 1. Социальные организации. Структура системы и ее элементы.
Задание № 1
Предприятие пищевой промышленности ОАО “Хлебозавод № 3” занимается производством мелкоштучной сдобы, печенья, кондитерских изделий. Продукция фирмы реализуется через оптовые поставки в другие регионы, в магазины города и в собственный магазин.
На данном сегменте рынка в настоящее время работают около 30 фирм: как крупные хлебозаводы, так и небольшие частные предприятия. Примерно год назад ОАО “Хлебозавод № 3” начал испытывать трудности с реализацией продукции. Продажа через собственный магазин оказалась не очень эффективной, т. к. он был мало известен в городе.
За последние 4 месяца положение резко ухудшилось:
• усилилась конкуренция;
• удорожали перевозки;
• увеличилась задержка оплаты за поставленную продукцию;
• участились сбои при доставке продукции в магазины;
• увеличилась не выборка ассортимента товаров в магазинах.
В результате этих сложностей:
• не было заключено ни одного договора с новым магазином;
• не было оформлено ни одного крупного оптового заказа;
• было расторгнуто несколько договоров с прежними заказчиками.
Организационная структура предприятия представлена на рис. 2.
Вопросы:
1.Постройте дерево проблем указанной организации.
2.Выделите ключевые проблемы, используя матрицу парных сравнений.
3.Предложите пути решения возникших проблем.
Задание № 2
На рисунке 2 представлена организационная структура ОАО «Хлебозавод № 3».
Вопросы:
1.Определите тип структуры по департаментализации.
2.Укажите недостатки структуры.
Задание № 3
На рис. 3 приведена организационная структура управления компании “Фиат”.
Вопросы:
1.Определите тип структуры компании по департаментализации.
2.Определите функции производственно-хозяйственных групп.
3.Какие виды деятельности компании централизованы, какие
децентрализованы?
4.Какие виды связей можно выявить в структуре компании?
Задание № 4
На рис. 4 представлена организационная структура управления ОАО Уральский торговый дом «Логика».
Вопросы:
1.Определить тип структуры по департаментализации.
2.Выделите в структуре уровни управления.
3.Какие виды связей и между какими структурными элементами должны быть в приведенной структуре для успешного функционирования?
4.Какие виды деятельности в представленной организации должны быть централизованы и децентрализованы для успешной деятельности? Какие факторы следует учесть, чтобы определить оптимальную степень централизации структуры управления представленной организации?
5.Укажите возможные достоинства и недостатки структуры и нарушения правил ее изображения.
Задание № 5
На рис. 5 представлена организационная структура управления ОАО «Уралавтоприцеп».
Вопросы:
1. Определить тип структуры по департаментализации.
2.Выделите в структуре уровни управления.
3.Какие виды связей и между какими структурными элементами должны быть в приведенной структуре для успешного функционирования?
4.Какие виды деятельности в представленной организации должны быть централизованы и децентрализованы для успешной деятельности? Какие факторы следует учесть, чтобы определить оптимальную степень централизации структуры управления представленной организации?
5.Укажите возможные достоинства, недостатки структуры и нарушения правил ее изображения.
Задание № 6
На рис. 6 представлена организационная структура управления ООО «ЛУКОЙЛ - Челябнефтепродукт», которое занимается оптовой и розничной продажей горюче-смазочных материалов.
Вопросы:
1.Определить тип структуры по департаментализации.
2.Выделите в структуре уровни управления.
3.Какие виды связей и между какими структурными элементами должны быть в приведенной структуре для успешного функционирования?
4.Какие виды деятельности в представленной организации должны быть централизованы и децентрализованы для успешной деятельности? Какие факторы следует учесть, чтобы определить оптимальную степень централизации структуры управления представленной организации?
5.Укажите возможные достоинства и недостатки структуры.
Задание № 7
На рис. 7 представлена организационная структура управления ЗАО Челябинская производственно-коммерческая фирма «Автотехснаб».
Вопросы:
1.Определить тип структуры по департаментализации.
2.Выделите в структуре уровни управления.
3.Какие виды связей и между какими структурными элементами должны быть в приведенной структуре для успешного функционирования?
4.Какие виды деятельности в представленной организации должны быть централизованы и децентрализованы для успешной деятельности? Какие факторы следует учесть, чтобы определить оптимальную степень централизации структуры управления представленной организации?
5.Укажите возможные достоинства и недостатки структуры.
Задание № 8
На рис. 8 представлена организационная структура управления ООО «Медиком».
Вопросы:
1.Определить тип структуры по департаментализации.
2.Выделите в структуре уровни управления.
3.Какие виды связей и между какими структурными элементами должны быть в приведенной структуре для успешного функционирования?
4.Какие виды деятельности в представленной организации должны быть централизованы и децентрализованы для успешной деятельности? Какие факторы следует учесть, чтобы определить оптимальную степень централизации структуры управления представленной организации?
5.Укажите возможные достоинства и недостатки структуры.
Тема 2. Принципы организации. Организационное проектирование.
Задание № 1
Ниже представлено сокращенное изложение «Положения о производственно-диспетчерском отделе», в котором приведены типовые функции этой службы.
СОКРАЩЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕННО-ДИСПЕТЧЕРСКОМ ОТДЕЛЕ
I.Общие положения.
1.Производственно-диспетчерский отдел является самостоятельным
структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредствен-но заместителю директора по производству.
2.Отделу функционально подчиняется производственно-диспетчерское бюро цехов основного производства.
II. Задачи
1.Организация ритмичной работы цехов и предприятия в целом.
2.Мобилизация производственных резервов роста продукции, улучшение использования основных и оборотных средств.
III.Структура
1.Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работ и особенностей производства.
2.В состав отдела входят подразделения (бюро, группы, отдельные
специалисты) оперативно-календарного планирования, учета, диспетчирования (по видам производства, заказам) и др.
3.Распределение обязанностей между работниками отдела осуществляется начальником отдела в соответствии с настоящим Положением и должностными инструкциями.
IV.Функции
1.Разработка и доведение месячных и декадных производственных программ выпуска готовых изделий по номенклатуре и ассортименту до сборочных цехов (по количеству позиций и деталей, потребных для выполнения производственной программы сборочными цехами), механообрабатывающих, заготовительных цехов, а также обеспечение не снижаемых заделов, необходимых для равномерной работы всех цехов предприятия.
2.Разработка оперативных графиков выпуска продукции и выдача их
цехам-исполнителям, контроль их выполнения.
3.Разработка оперативных заданий цехам на изготовление и сдачу на
склад запасных частей, товаров народного потребления и продукции, поставляемой по кооперации, контроль их выполнения. Осуществление
контроля межцеховых передач заготовок, деталей, узлов.
4.Разработка нормативов для оперативно-производственного планирования: размеров партии, периодичности запуска партии, длительности производственных циклов обработки и сборки узлов, размеров необходимых заделов на складах и в цехах на начало каждого месяца и др.
5.Оперативный контроль хода производства, за обеспечением.
производства инструментом, материалами, полуфабрикатами, за выполнением работ по внутризаводской кооперации.
6.Повседневный контроль состояния и комплектности незавершенного производства, а также за правильности проведения инвентаризаций незавершенного производства.
7.Обеспечение своевременного получения необходимой плановой документации для осуществления оперативного контроля хода производства.
8.Осуществление контроля и анализа планирования производствен-ных мощностей, выявление узких мест и подготовка предложений по их уст¬ранению, учет простоев оборудования.
9.Разработка и внедрение наиболее целесообразных методов оперативно-производственного планирования и текущего учета производства в цехах и на производственных участках.
10.Систематизация всех учетных записей, необходимых для оперативно-календарного планирования, и составление установленной отчетности в ходе выполнения производственной программы.
11.Принятие мер к ликвидации задержек в ходе производства, неполадок, аварий, всемерное содействие удовлетворению обоснованных претен¬зий и требований цехов в части их обслуживания другими цехами, вспомогательными хозяйствами и службами предприятия.
12.Проведение анализа производственной деятельности цехов по выполнению плана производства (по объему, номенклатуре), равноценности
выпуска и ритмичности производства.
13.Контроль исполнения приказов, распоряжений, указаний по вопросам производства и состояния подготовки производства.
14.Проведение диспетчерских совещаний с подготовкой соответствующих данных о ходе выполнения плана производства.
15.Участие в разработке и внедрении мероприятий по совершенствованию производственного планирования и внедрения ПЭВМ.
V.Взаимоотношения производственно-диспетчерского отдела с другими подразделениями предприятия.
1.С техническими отделами.
Получает: необходимую техническую документацию на изделия, выпускаемые предприятием, решения (в письменной форме) об изменениях конструкций и технологических процессов; письменные заключения о возможности приема заказов на механическую обработку, изготовление отливок и поковок; календарные планы капитального и текущего ремонтов оборудования, зданий и сооружений; заявки на изготовление в производственных цехах предприятия деталей, узлов для ремонта оборудования.
Представляет: заключения по извещениям о конструкторских и техно¬логических изменениях по изделиям.
2.С планово-экономическим отделом.
Получает: годовые, квартальные и месячные утвержденные планы производства в натуральном выражении и величину незавершенного производства в стоимостном выражении.
Представляет: подетальные графики выпуска готовой продукции по цехам и предприятию в целом; сведения об остатках готовых деталей и незавершенного производства по предприятию в целом; расчеты загрузки оборудования и производственной площади; отчеты о выполнении производственного плана.
3.С отделами материально-технического снабжения и внешней кооперации.
Получает: необходимые данные об обеспечении предприятия материалами и комплектующими изделиями; сведения о дефицитных материалах на начало месяца; сведения об изменениях поставок материалов; сведения о наличии материалов на складах.
Представляет: планы и сроки подачи материалов, деталей, полуфабрикатов; сведения о наличии заделов в производстве.
4.С отделом сбыта.
Получает: заказы на производство запасных частей, узлов для ремонта и модернизации; заказы на производство продукции, поставляемой по договорам; рапорты о выполнении обязательств по поставкам, о выполнении обязательств по заключенным договорам.
Представляет: данные о ходе выполнения всех заказов и предполагаемых сроках их изготовления; информацию о ликвидации задолженности по заказам за прошлый период.
5.С финансовым отделом.
Представляет: документацию для расчета с заказчиками по выполнению или аннулированию заказов.
6.С отделом организации труда и заработной платы.
Получает: сведения о плановой и фактической численности рабочих по профессиям и по цехам; утвержденное расписание отдела; положение о порядке премирования работников отдела.
Представляет: проекты штатных расписаний; ходатайства о внесении изменений в штатные расписания; предложения о рациональной расстановке рабочих на основных и вспомогательных операциях, а также на подсобных работах.
7.С отделом технического контроля.
Получает: сведения о браке, рекламациях, о приемке готовой продукции.
Представляет: выполненные заявки по рекламациям потребителей; подекадные графики выпуска продукции цехами на предстоящий месяц.
8.С цехами основного производства.
Получает: рапорты о фактическом выполнении производственной программы; информацию о неполадках в производственном процессе, требующих непосредственного вмешательства производственно-диспетчерского отдела; накладные о сдаче продукции на склады по внутризаводской кооперации.
Представляет: оперативные указания по текущей работе цехов; подетальный обсчет производственной программы на квартал и сутки в натуральном выражении.
Вопросы:
1.Постройте «дерево функций» производственно-диспетчерской службы.
2.Предложите и обоснуйте организационную структуру производственно-диспетчерской службы.
3.Распределите функции между структурными подразделениями этой службы.
Задание № 2
Известно, отрасль консультационных услуг в последние годы является одной из наиболее динамично развивающихся в мировой экономике, в том числе и в России. Характерными особенностями консалтинговой деятельности являются:
1.Уникальность услуг.
2.Слабо выраженная сезонность спроса на услуги.
3.Высокая чувствительность клиентов к имиджу консалтинговой фирмы.
4.Повышенные требования к конфиденциальности.
Консалтинговые фирмы предоставляют следующие виды услуг:
- комплексное экспертное консультирование
- бизнес-планирование
- проведение маркетинговых исследований
- проведение рекламных и PR-компаний
- информационный консалтинг
- лизинг оборудования
- оценка бизнеса
Предприниматель решил создать многопрофильную небольшую консалтинговую фирму в форме общества с ограниченной ответственностью. По замыслу предпринимателя костяк структуры фирмы составят 5 отделов:
- отдел развития бизнеса
- юридическая служба
- отдел финансов и методологии бухгалтерского учета
- отдел менеджмента и персонала
- отдел рекламы
Предприниматель имеет предварительную договоренность по выполнению трех заказов:
1.Фотография рабочего дня для выявления потерь рабочего времени сотрудников.
Для выполнения комплекса работ требуются специалисты: социолог труда, психолог, экономист, исполнители.
2.Разработка бизнес-плана с маркетинговыми исследованиями по созданию спортивно-досугового клуба.
Требуются специалисты: экономисты, бухгалтер, маркетолог.
3.Разработка рекламной компании с предварительными рыночными исследованиями предпочтений покупателей.
Требуются специалисты: маркетолог, психолог, дизайнер, специалисты по рекламе.
Вопросы:
1.Предложите вариант организационной структуры фирмы.
2.Какие виды связей должны действовать в организации? Почему?
Задание № 3
На рисунке 12 приведен бизнес-процесс (блок-схема) получения товара из каталога, заказанного по телефону.
Вопросы:
1.Какие принципы процессуализации соблюдаются в этом процессе?
2.Какие виды связей существуют между участниками процесса?
3.Предложите мероприятия по минимизации возможных сбоев в бизнес-процессе.
Не нашли готовую?