Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Правовое регулирование труда педагогических работников общеобразовательных учрждений

Артикул:  09366
Предмет:  Трудовое право
Вид работы:  Готовые дипломные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  87  стр.
Стоимость:  1500   руб.

Краткое описание


Содержание

Введение...3

I.Особенности трудовых договоров педагогических работников...17

I.1.Заключение трудового договора...17    

I.2.Изменение и прекращение трудового договора...28

II.Рабочее время и время отдыха педагогических работников...41

II.1.Нормирование рабочего времени...41

II.2.Время отдыха…48

III.Оплата труда педагогических работников. Дополнительные гарантии и компенсации…54

Заключение…67

Список литературы…70

Приложения…79

 ВВЕДЕНИЕ

Правовое регулирование труда в образовательной сфере требует особую разработку в связи со спецификой педагогической деятельности, характеризующейся высоким уровнем ответственности и значительным эмоциональным напряжением, и предполагает существование ряда специфических особенностей. 

В этих условиях особую значимость приобретают вопросы совершенствования правового регулирования труда педагогического состава, решение которых должно обеспечить повышение качества подготовки преподавателя, создание надлежащих условий для высокоэффективного педагогического труда.  

В конце 2001 года принят Трудовой кодекс Российской Федерации, 52 глава которого посвящено непосредственно регулированию отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности педагогических работников. Однако остается ряд не урегулированных вопросов, как в сфере собственно нормативного регулирования, так и в процессе его применения, что и определяет актуальность исследования данной проблемы. Как показывает изучение практики применения норм трудового права, они нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Такой вывод обуславливается также и политикой государства, направленной на реформирование образования.

Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в области правового регулирования труда наемных работников.

Предмет – правовое регулирование труда педагогических работников общеобразовательных учреждений. 

Степень изученности проблемы.

Проблемы правового регулирования труда педагогических работников стоят в центре внимания ряда современных исследователей. А. Я. Петров в статье «Трудовой договор – институт современного российского трудового права и его совершенствование» рассматривает понятие трудового договора, выявляет общие требования к заключению и расторжению трудового договора. Автор критикует расположение многих статей в Трудовом кодексе РФ и предлагает свою корректировку, например, предлагает ст. 66 «Трудовая книжка» перенести из главы 11 Трудового кодекса «Заключение трудового договора» в главу 10  «Общие положения», рядом со статьей, регулирующей выдачу копий документов, связанных с работой, поскольку, по его мнению, она содержит нормы, относящиеся ко всему институту трудового договора и ее надлежащее место – в главе 10 . 

Работа В. А. Абалдуева «Особенности регулирования труда педагогических работников: Научно-практический анализ гл. 52 Трудового кодекса РФ и предложения по совершенствованию трудового законодательства» является подробным комментарием к главе 52 Трудового кодекса РФ. Автор изъясняет следующие статьи: ст. 331 «Право на занятие педагогической деятельностью», ст. 333 «Продолжительность рабочего времени педагогических работников», ст. 334 «Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск», ст. 335 «Длительный отпуск педагогических работников», ст. 336 «Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником». В. А. Абалдуев предлагает способы и пути совершенствования трудового законодательства. Он предлагает ввести понятия «педагогический работник» и «педагогическая деятельность» в Трудовой кодекс РФ, установить возрастной ценз поступления на педагогическую работу, четко разграничить педагогическую деятельность, требующую: среднего общего образования с последующей специализацией, среднего профессионального образования (базового или повышенного уровня), высшего профессионального образования того или иного уровня, наличия ученой степени, ученого звания в определенной сфере знаний .

А. В. Завгородний в своей диссертации «Трудовой договор с преподавателями вузов: Проблемы и особенности правового регулирования» определил нормативные акты, относящиеся к правовому регулированию трудовых правоотношений с преподавателями, оценил их актуальность, выявил особенности заключения и прекращения трудового договора с преподавателем. В работе А. В. Завгородний разработал рекомендации по разрешению противоречий и восполнению пробелов, существующих в действующем законодательстве по вопросам правового регулирования труда профессорско-преподавательского состава . 

Н. В. Пластинина в статье «Особенности трудовых отношений с работниками образовательных учреждений» раскрывает понятие «педагогический работник», «образовательный ценз», разъясняет особенности рабочего времени и времени отдыха педагогических работников. Особое внимание Н. В. Пластинина уделяет разграничению того, какую должность в штате образовательного учреждения отнести к педагогам, это разграничение служит содержанием должностных обязанностей, в числе которых должна быть педагогическая, воспитательная, преподавательская работа .

И. Зернова подробно рассматривает вопросы о приеме на работу педагогических работников, определяет список лиц, не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в статье «Особенности приема на работу педагогических работников». Она считает, что специфика педагогической деятельности заключается в особой социальной значимости, высоком уровне ответственности, поэтому определены дополнительные условия (требования), которым должны отвечать лица, допускаемые к такой деятельности . 

Н. Н. Сибилева в статье «Учителя имеют право на льготы» определяет гарантированные государством льготы, порядок представления этих льгот и лиц, которым положены данные льготы. Те гарантии, которые должны быть предусмотрены на региональном уровне, рассматриваются на примере Курской области. Автор уделяет внимание тому, что списки льготников меняются, поэтому их должны ежегодно проверять . 

Н. И. Тимофеев, А. М. Ильина в статье «Особенности правового регулирования трудовых отношений педагогических работников образовательных учреждений» рассматривают особенности, касающиеся ограничения при приеме на педагогическую должность, возрастных ограничений, порядка приема на работу и увольнения, режима рабочего времени и времени отдыха. Авторы подробно рассматривают систему найма работников, и разделяют ее на две составляющие: первая из них охватывает те ее элементы, наличие и характеристики которых не зависят от конкретного работодателя и предопределены общими требованиями трудового законодательства, а вторая — элементы, находящиеся в зависимости уже от той кадровой политики, которую проводит конкретный работодатель .

В статье «Оплата труда педагога» Будакова Н. И. изучает новую систему оплаты труда работников образовательных учреждений, характеризует ее основные особенности. В статье рассмотрены вопросы установления заработной платы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат работникам федеральных образовательных учреждений .  

А. С. Феофилактов в статье «Проблемы теории и практики увольнения работника, выполняющего воспитательные функции, за совершение аморального поступка» раскрывает проблемы основания увольнения педагогического работника, дополняя теоретический материал судебными делами по теме. А. С. Феофилактов считает, что нормы трудового законодательства о расторжении трудовых договоров с работниками, выполняющими воспитательные функции, требуют дальнейшей законодательной конкретизации, или судебного толкования .  

Предыдущей проблемы касается и Е. Исаева в труде «Уволить за «аморалку»,  где определяет, кто может быть уволен по данному основанию, и что такое «аморальность». Она приходит к выводу, что оценивать поступок работника с позиции морали должен работодатель, полагаясь на свое правосознание, миропонимание и свой собственный нравственный уровень .

Тема правового регулирования труда педагогических работников на сегодня актуальна и хорошо изучена. Данная проблема рассматривается в многочисленных статейных публикациях. В то же время, ряд вопросов освещены в имеющейся литературе только частично (вопросы об оплате труда педагогических работников, об основаниях прекращения трудового договора). Некоторые проблемы являются дискуссионными. Большинство авторов сходятся во мнении, что необходимы дальнейшие изменения в законодательстве, регулирующем труд педагогических работников. 

Источники.  

Основную группу источников составило современное трудовое законодательство. Трудовой кодекс РФ устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельная глава посвящена особенностям правового регулирования труда педагогических работников. Эта глава состоит из нескольких статей: ст. 331 «Право на занятие педагогической деятельностью», ст. 332 «Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений», ст. 333 «Продолжительность рабочего времени педагогических работников», ст. 334 «Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск», ст. 335 «Длительный отпуск педагогических работников», ст. 336 «Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником» . 

Уголовный кодекс РФ содержит информацию необходимую для изучения оснований об увольнении педагогического работника. Кодекс устанавливает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. К педагогически работникам может быть применено наказание в виде лишения права заниматься педагогической деятельностью  .

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает правила о запрещении замещения руководителей образовательных учреждений. Кодекс устанавливает, что в отношении руководителей образовательных учреждений при приеме на работу должны учитываться правила о запрещении замещения указанных должностей лицами, дисквалифицированными судом за нарушение трудового законодательства . 

Федеральный закон «Об образовании» определяет основные направления государственной политики в области образования, дает определение системы образования в России, разграничивает компетенцию органов управления образованием, описывает экономическую составляющую образовательной системы и определяет социальные гарантии реализации прав граждан на образование. Закон устанавливает права работников образовательных учреждений, меры их социальной поддержки и регулирует вопрос об оплате труда работников образовательного учреждения . 

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрено специальное указание об ограничении работы в образовательных учреждениях .

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» устанавливает список лиц, не допускаемых к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания .

Постановление Правительства РФ «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»  определяет объем педагогической нагрузки педагогов различных образовательных учреждений. Документ характеризует условия гарантированной выплаты ставки заработной платы в случае, когда педагогу не может быть обеспечена полная учебная нагрузка. В Постановлении уточнен как порядок изменения учебной нагрузки преподавателя, так и порядок выплаты заработной платы в связи с уменьшением учебной нагрузки в течение учебного года по независящим от педагога причинам . 

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»  регулирует организацию деятельности общеобразовательного учреждения, образовательный процесс, управление образовательным учреждением, выделяет и характеризует участников образовательного процесса, имущество и средства общеобразовательного учреждения.

Постановление Правительства РФ «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» регулирует вопросы, связанные с приемом на работу руководителей образовательных учреждений .

Постановление Правительства РФ «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» устанавливает перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности .

Постановление Пленума Верховного суда РФ «О применении судами Российской Федерации трудового Кодекса Российской Федерации» установило примерный перечень должностей, в отношении которых допускается применение увольнения работника за совершение аморального проступка .

Постановление Правительства РФ «О продолжительности ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» устанавливает продолжительность ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам .

Постановление Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» вводит с 1 декабря 2008 года новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, разъясняет систему оплаты труда работников .

Постановление Правительства РФ «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» устанавливает норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы .

Постановление Правительства РФ «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости  и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости .

Постановление Министерства труда РФ «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» и «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» решает проблему смены образовательным учреждением  своего наименования и статуса и последующих от этих изменений юридических последствий .

Приказ «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» регулирует вопрос  прохождения педагогическими работниками предварительных и периодических медицинских осмотров  . 

Приказ Минобрнауки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» определяет режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений .

Приказ Федерального агентства по образованию «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности» утверждает  примерное положение об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической деятельности «Образование» и регулирует порядок оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, определяет порядок формирования фонда оплаты труда работников учреждений за счет средств федерального бюджета и иных источников  .

Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях» устанавливает перечень компенсационных выплат педагогическим работникам, а так же порядок их установления .

Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» приводит перечень видов стимулирующих выплат педагогическим работникам, а также порядок их установления .

Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» утверждает профессиональные квалификационные группы должностей работников образования .

Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок» утверждает профессиональные квалификационные группы должностей работников в сфере научных исследований и разработок .

Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраспевых должностей руководителей, специалистов и служащих» утверждает профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих .

Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраспевых профессий рабочих» утверждает профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих .

Инструкция «О проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом» дополняет список заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью. 

Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего (полного) общего образования разъясняет формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения, его распределение, расчет заработной платы и гарантии по оплате труда .

Методологическую основу исследования составили:

1)Общенаучные методы: системный подход, дедукция и индукция, причинно-следственные связи для построения логических выводов по результатам исследования. 

2)Метод структурного анализа полученной информации, ее обобщения в целях последующей обработки данных, их сравнения, сопоставления изменений и выявления тенденций.

3)Абстрагирование, аналогия как методы экстраполяции и интерпретации полученных данных.

4)Сравнительно-правовой метод как метод оценки правовых принципов, позиций, основ в их исторической динамике.

Целью работы является выявление особенностей правового регулирования трудовых отношений с педагогическим работником. 

Задачи:

1.охарактеризовать особенности заключения, изменения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками;

2.рассмотреть нормирование рабочего времени педагогических работников и время отдыха;

3.выявить особенности оплаты труда педагогических работников;

4.изучить дополнительные гарантии и компенсации педагогических работников;

5.определить пробелы законодательства в сфере правового регулирования труда педагогических работников.

...
...

Способы оплаты: