Марина
8 (919) 4030988
infozakaz.diplom@gmail.com
8 (963) 4627092
07:00-24:00 Мск

Самооценка и успешность обучения в старшем школьном возрасте

Артикул:  04010
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые дипломные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  74  стр.
Стоимость:  3000   руб.

Краткое описание


Содержание

Введение...3
Глава 1 Самооценка и успешность обучения в старшем школьном возрасте: теоретические аспекты...7
1.1.Понятие и сущность самооценки...7
1.2.Самооценка и старший подростковый возраст...15
1.3.Самооценка и успешность обучения у старших подростков...21
Выводы по первой главе...28
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и успешности обучения в старшем школьном возрасте...30
2.1.Изучение взаимосвязи самооценки и успешности обучения в старшем школьном возрасте...30
2.2.Описание и интерпретация результатов экспериментальной работы по изучению взаимосвязи самооценки и успешности обучения в старшем школьном возрасте...40
2.3.Разработка системы занятий по оптимизации уровня самооценки старших школьников...51
Выводы по второй главе...58
Заключение...59
Список использованной литературы...62
Приложения...66

Введение

Актуальность темы исследования. Изменения, происходящие в системе образования, обусловливают необходимость пересмотра концептуальной системы взглядов на процесс обучения старшеклассников. Использование новейших педагогических технологий, внедрение программ повышенной сложности не может быть эффективным без учета личностных особенностей учащихся. Одним из существенных условий, влияющим на успешность учебной деятельности, является самооценка.

Самооценка интерпретируется как личностное образование, участвующее непосредственно в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира [25].

В условиях усложнения содержания образования, которое предполагает углубленное и расширенное изучение отдельных предметов, накладывает значительные нагрузки, предъявляет высокие требования к личности учащегося, необходимость развития высокой самооценки учащихся становится актуальной [30]. 

Анализ проблемы взаимосвязи самооценки и успешности учебной деятельности старших школьников позволил выделить противоречие между потенциальными возможностями системы обучения в обеспечении индивидуальной образовательной траектории учащихся и недостаточной теоретико-методической разработанностью психолого-педагогического сопровождения данного процесса. Одним из возможных и актуальных направлений такого сопровождения является создание психологических условий развития самооценки учащихся.

Степень изученности темы исследования в научной литературе. Проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследований как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Вопросы ее структуры, функций, онтогенеза, возможностей направленного формирования обсуждались  в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, A.B. Захаровой, И.С. Кона, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, Р. Бернса и других психологов 

В психолого-педагогической литературе накоплен материал об особенностях соотношения самооценки школьников и эффективности их учебной деятельности (А.В. Захарова, А.И. Липкина, М.И. Лисина, Э.Л. Носенко и другие). Однако психологический аспект данного вопроса недостаточно исследован.

Сущность понятия «учебная деятельность» коренится в том общепсихологическом понимании деятельности, которое сложилось в отечественной  психологии в школах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. 

Труды указанных и некоторых других авторов послужили теоретической основой для написания данной работы.

Цель исследования: выявить связь между уровнем самооценки старшеклассников и успешностью их обучения. 

Для достижения поставленной цели в ходе проведенного исследования решаются следующие задачи:

1.рассмотреть теоретические аспекты самооценки и успешности обучения в старшем школьном возрасте;

2.исследовать уровень самооценки в старшем подростковом возрасте;

3.изучить успешность обучения старшеклассников;

3.выявить взаимосвязь самооценки и успешности обучения в старшем школьном возрасте;

4.сформулировать общие выводы по проведенному исследованию.

Объект исследования: самооценка старших школьников.

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки старших школьников и успешности их обучения.

Гипотеза исследования: существует прямая взаимная связь между уровнем самооценки и успешностью обучения старших школьников.

Методологической основой работы являются: принцип детерминизма, понимаемый как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от их условий и факторов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); принципы единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); принцип развития (Выготский Л.С., А.Н. Леонтьев).

Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами был применен комплексный метод исследования. Метод включал в себя: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; метод тестирования, в частности, методику исследования самооценки личности (Будасси С.А.), методику изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования (Плахтиенко В.А.); методику «Социометрия», методику «Экспертная оценка успешности обучения учащихся старших классов» (Фетискин Н.П.); метод математической статистики - метод «Коэффициент ранговой корреляции Спирмена».

Этапы исследования.

На первом этапе (20.10.2012 – 10.11.2012 года) было проведено поисково-теоретическое исследование, в ходе которого были проанализированы диапазон и глубина проработанности темы в научной теории и практике, определены проблема, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза.

На втором этапе (10.11.2012 – 8.12.2012 года) был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальное исследование проводилось в естественных условиях образовательного процесса рассматриваемой школы, было направлено  на проверку выдвинутой гипотезы.

На третьем этапе – заключительном (8.12.2012 – 31.12.2012 года) были обработаны, проанализированы и интерпретированы результаты исследования; систематизированы данные экспериментальной работы, сформулированы общие выводы.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в данной работе уровень самооценки старших школьников, его влияние на успешность их обучения рассмотрены как психолого-педагогическая проблема, которая должна решаться с учетом возрастных особенностей учащихся.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что определяются методы изучения проблемы, разрабатываются пути ее разрешения. Практическая значимость данного исследования обусловлена также тем, что его результаты могут быть использованы в образовательном процессе в высших учебных заведениях на факультетах психологии и педагогики; в практической деятельности школьного психолога, – выявленные в исследовании структурно-содержательные компоненты самооценки и условия ее развития, целесообразно использовать в работе школьного психолога при разработке психолого-педагогических рекомендаций, коррекционно-развивающих занятий, тренингов по развитию позитивной самооценки учащихся.

Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы определяется целью, задачами, логикой раскрытия темы исследования и состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложений.

...

Способы оплаты: