СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...3
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания в школе...7
1.1. Понятие «патриотизма» и его значение в современном мире...7
1.2. Сущность патриотического воспитания, формы воспитания патриотизма в школе...14
1.3. Развитие речи как основная форма патриотического воспитания...22
1.4. Творческая деятельность как вспомогательная форма патриотического воспитания...26
Глава II. Воспитательная деятельность по формированию патриотических чувств у школьников...33
2.1. Воспитательные особенности формирования патриотических чувств у младших школьников...33
2.2. Теоретическая особенность методики и ее значение...43
2.3.Интерпретация результатов методической работы по патриотическому воспитанию младших школьников...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...59
ПРИЛОЖЕНИЯ...63
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования Патриотическое воспитание во все времена являлось важной задачей. В современном мире эта задача не потеряла своей актуальности и только сильнее увеличилась в своей значимости. Детство и юность являются самой благоприятной порой для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции русского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; уважение к таким атрибутам государственности страны как: флагу, гербу, гимну.
Проблеме патриотического воспитания подрастающих поколений особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого, такие как: В.Г.Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, которые способны отстаивать интересы государства и любящие свое отечество.
Их идеи нашли свое развитие в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. Общеизвестно, что воспитание, (и патриотическое в том числе), должно начинаться с самого детства. Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы авторов: И.А.Агаповой, М.П. Бузского, В.В. Дьяченко, Т.С. Комаровой, В.Ф. Фролова и др.
Не стоит забывать, что немаловажной составляющей патриотического воспитания является культурная и обогащенная речь. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его родная речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
В этом направлении можно столкнуться с несколькими проблемами, основной из которых является перенасыщение детей современными техническими средствами, по причине которых понижается интерес и, как следствие, желание к развитию. По этой причине становится всё сложней приобщить детей к патриотизму, так как данная ситуация набирает оборот. Так же проблемой является увеличивающееся количество мигрантов и беженцев. И под чертой проблем - нехватка методической литературы.
Для процесса воспитания и диагностики патриотического воспитания необходимо знать не только их сущность и содержание, но и их внутренние психологические структурные компоненты.
Как и в других моральных качествах в патриотизме можно выделить следующие из этих компонентов: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой.
В нашей работе мы хотим пробудить и воспитать в детях младшего школьного возраста патриотические чувства через развитие речи и изобразительную деятельность. Привить детям любовь к Родине, используя литературное творчество русских писателей и народный фольклор.
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Н.Толстой называл «кладезем мудрости народа».
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм и эстетические идеалы.
Объект исследования: процесс формирования патриотического воспитания младших школьников.
Предмет: методические приемы совершенствования патриотического воспитания младших школьников.
Цель: формирование патриотического воспитания младших школьников через развитие речи и творческую деятельность.
Задачи:
1.проанализировать литературу по проблеме формирования патриотического воспитания младших школьников в школе;
2.исследовать особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста;
3.провести опытно-экспериментальную работу; оценить ее результативность.
Гипотеза: Патриотическое воспитание школьника будет более продуктивным при использовании такого метода как сказкотерапия в купе с творческой деятельностью.
Методы исследования: Для решения поставленных в исследовании задач была использована система методов и методик, позволяющая охватить различные аспекты развития детей младшего школьного возраста в образовательном процессе средней общеобразовательной школе. Использовались такие общие и частные методы, анализ психологической, педагогической и методической литературы, специальные исследовательские и диагностические методы.
Практическая значимость исследования состоит в разработке проекта гражданско-патриотического воспитания школьника в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школе с целью формирования представлений о родном городе у детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций по педагогике начального обучения, при проведении спецкурсов по проблеме гражданско-патриотического воспитания старших в педагогических институтах и колледжах, готовящих специалистов для обучения воспитания детей младшего школьного возраста
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы содержит 48 источников. Объем основного текста курсовой работы изложен на76 страницах.
Не нашли готовую?