Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Особенности решения учебных задач обучающими 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости

Артикул:  12109
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые дипломные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  80  стр.
Стоимость:  3000   руб.

Краткое описание


СОДЕРЖАНИЕ

Введение...4

Глава I. Теоретические основы обучения математике учащихся 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости....8

1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости....8

1.2. Особенности решения арифметических учебных задач умственно отсталыми школьниками...17

Выводы по первой главе...28

Глава 2. Решение арифметических учебных задач умственно отсталыми учащимися...29

2.1. Анализ практики работы учителей по изучению учебных арифметических задач в начальных классах...29

2.2. Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента...36

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы...39

Выводы по второй главе...45

Глава 3. Характеристика экспериментальной системы формирования умения решать арифметические задачи у умственно отсталых учащихся...47

3.1. Цели и содержание формирующего эксперимента...47

3.2. .Характеристика программы формирующего эксперимента...48

3.3 Характеристика результатов экспериментальной работы...63

Выводы по третьей главе...69

Заключение...70

Список используемой литературы...74

Приложение...80

Введение

Арифметические задачи в курсе математики начальной школы занимают центральное место, что обусловлено их развивающей и воспитательной ролью в ходе обучения младших школьников. Процесс решения арифметических задач у младших школьников с умственной отсталостью вызывает значительные трудности. В исследованиях ученых (В. В. Воронкова, И. В. Зыгманова, Р. А. Исенбаева, Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М. И. Кузьмицкая, Н. И. Непомнящая, М. Н. Перова, В. В. Эк) установлено, что дети с такой особенностью развития не понимают смысла текста, не могут выделить из контекста условие и вопрос, определить имеющиеся и искомые числовые данные.

В работе М. Н. Перовой акцентируется внимание на том, что для понимания текста задачи ученику необходимо ее внимательно прочесть и на этой основе создать особый внутренний образ для дальнейшего пересказа. Автор считает, что приобретение младшим школьником умений такого рода также будет способствовать выбору оптимальных арифметических действий для решения задачи .

Арифметическая задача считается решенной не только в случае получения правильного ответа в виде числового значения с пояснением. Самое главное, чтобы были получены достоверные результаты на каждом этапе ее решения, т. е. ученик смог выделить основные величины, термины и словосочетания для определения способа (способов) решения; интерпретировать содержание на математический язык; установить связи между условием и вопросом задачи; последовательно выполнить мыслительные операции.

В связи с этим проблема исследования состоит в изучении и комплексном представлении особенностей обучении решению арифметической задачи младшими школьниками с умственной отсталостью.

Процесс обучения решению задач строится на формировании у учащихся представлений не только о структуре самой задачи, но и формировании у них навыков поэтапного решения задачи, которая включает в себя такие этапы: работа над содержанием задачи, поиск решения задачи, решение задачи, формулировка ответа, проверка решения задачи, последующая работа над решенной задачей. Умственно отсталые школьники испытывают значительные затруднения при решении арифметических задач, что выражается в том, что они неверно формулируют вопрос к задаче, опускают важные числовые данные, неправильно записывают решение задачи, неправильно производят вычисления, путают арифметические действия и многие другие трудности.

Умственно отсталые школьники испытывают значительные затруднения при решении арифметических задач, что выражается в том, что они неверно формулируют вопрос к задаче, опускают важные числовые данные, неправильно записывают решение задачи, неправильно производят вычисления, путают арифметические действия и многие другие трудности.

Изложенные выше факты определили тему нашего исследования «Особенности решения учебных задач обучающими 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости».

Цель исследования:  описать особенности сформированности умений решать текстовые  задачи у умственно  отсталых младших школьников

Объект исследования: методика обучения решению арифметических задач умственно отсталых младших школьников.

Предмет исследования: умения решать арифметические задачи у умственно отсталых  младших  школьников.

В соответствии с целью были определены следующие задачи.

1.Изучение теоретических и экспериментальных источников, направленных на поиск оптимальных способов работы над арифметической задачей в младших классах.

2.Выявление особенностей решения арифметических задач учащимися младших классов с умственной отсталостью.

3.Разработка и апробация системы коррекционно - педагогических приемов и способов, направленных на обеспечение понимания учащимися текста арифметической задачи и успешного ее решения.

Гипотеза исследования: методика изучения простых арифметических задач в коррекционных классах будет эффективна, если

- реализовать в практике разработанную нами систему заданий в соответствии со следующими этапами: подготовительный, этап изучения и закрепления;

- реализовывать систему заданий при изучении каждого вида арифметических задач;

- использовать активные методы обучения на этапе изучения каждого нового вида задачи.

Методы исследования

Теоретические:   анализ   методической и   психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, обобщение;

Эмпирические:   диагностические   методы   (методики   изучения познавательного интереса, наблюдение, анализ документации);

Праксиометрические   методы   (констатирующий   и   контрольный эксперименты);

Методы   обработки   результатов   исследования   (количественный   и качественный анализ).

Методологической основой исследования является целостный и системный подходы к рассмотрению педагогического процесса, теория процесса усвоения знаний, умений, навыков, теория соответствия, теория отношений (больше, меньше, столько же).

Практическая  значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности работы по формированию умений решать арифметические задачи у умственно отсталых младших школьников.

Базой исследования выступало  МСОШ №____ г._____.  В исследовании приняли участие умственно отсталые школьники 4 класса, обучающиеся по специальной (коррекционной) программе VIII вида, в количестве 24 человек.

Структура   работы состоит   из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

В первой главе  раскрыта характеристика обучающихся с умственной отсталостью, а также особенности освоения детьми особенностей решения арифметических задач.

Во второй главе представлены результаты констатирующего этапа эксперимента.

Третья глава раскрывает характеристику экспериментальной системы формирования умения решать арифметические задачи у умственно отсталых учащихся на формирующем этапе эксперимента.

...
...

Способы оплаты: