СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ...7
1.1. Сущность и особенности системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова...7
1.2. Организация учебной деятельности в системе...9
Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова...9
1.3. Урок в развивающем обучении...14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРАКТИКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СОШ № 103 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»...18
2.1. Проектирование урока в начальной школе МБОУ «СОШ № 103 г. Челябинска»...18
2.2. Практика организации групповой работы с детьми младших классов МБОУ «СОШ № 103 г. Челябинска»...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...33
ВВЕДЕНИЕ
Основными целями современного образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, что способствует формированию такой ключевой компетенции как «умение учиться». Педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать, как ребенок учится.
На сегодняшний день система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.
С реализацией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, основополагающим принципом системно-деятельностного подхода, наиболее актуальной для общего образования становится система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Данная система по множеству положений совпадает с Концепцией модернизации российского образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
(ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785), которую приняло Правительство Российской Федерации. В их основе лежат идентичные идеи и принципы, а именно, воспитание и обучение интеллектуально развитого, инициативного, самостоятельного и ответственного человека, который смог бы с успехом применять свои знания в современных социально-экономических условиях.
В Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова присутствует преобладание разнообразных групповых и дискуссионных форм работы. Знания, которые учащиеся получают в виде схем и правил, занимают в учебном процессе очень незначительное место. Согласно данной методике, дети постепенно овладевают системой научных понятий, которыми в дальнейшем и оперируют. В процессе обучения они начинают активно, аргументировано отстаивать свою точку зрения, обдумывать позицию оппонента, требовать доказательства и разъяснения. Именно эти моменты формируют у учащихся осознанный подход к изучаемым предметам.
Одной из главных отличительных особенностей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) является смена целевых установок, которая и определяет стратегию дальнейшего развития образования. В современных условиях уровень образованности не может определяться объемом знаний и их энциклопедичностью, что было главенствующим при традиционном подходе к определению целей образования. Целевой установкой начального общего образования становится достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы не только предметного характера, но и личностного и метапредметного.
В основе Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования лежит системно-деятельностный подход. Основным результатом системно-деятельностного подхода является развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Поэтому основной педагогической задачей становится создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Развивающее обучение в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова должно формировать у школьников теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. На этом в системе построены логика и содержание учебных предметов и организация учебного процесса, в основе которого должна лежать теория формирования учебной деятельности и ее субъекта. В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться в процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания от абстрактного к конкретном.
Цель исследования: изучать и проанализировать организационно-педагогические условия практики развивающего обучения в начальном общем образовании.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать особенности системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
2.Изучить типологию уроков развивающего обучения.
3.Раскрыть значение урока и учебной деятельности в развивающем обучении.
4.Исследовать условия построения практики развивающего обучения в МБОУ «СОШ № 103 г. Челябинска».
Методы исследования: теоретические (анализ и изучение научно-методической литературы, обобщение, классификация); эмпирические (наблюдение, анализ учебных планов, беседа с учителями начальных классов).
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Не нашли готовую?