Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Изучение интеллектуальной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста

Артикул:  10922
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые дипломные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  80  стр.
Стоимость:  3000   руб.

Краткое описание


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ6

1.1.Общая характеристика понятия «готовность к школьному обучению»...6

1.2.Педагогические особенности личности ребенка, поступающего в школу...12

Выводы по главе 1..20

ГЛАВА 2. АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ..21

2.1.Понятие интеллекта и интеллектуальной готовности к школьному обучению..21

2.2.Методы определения интеллектуальной готовности к школьному обучению..25

Выводы по главе 2...29

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ...30

3.1.Выявление уровня интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школе...30

3.2.Формирующий этап эксперимента...41

3.3.Анализ полученных результатов...50

Выводы по главе 3...52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ54

Приложение 161

Приложение 262

ВВЕДЕНИЕ

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога и педагога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению.

Кроме того, актуальность темы заключается в том, что успешность школьного обучения во многом зависит от физической, личностной и умственной готовности дошкольника к деятельности в совершенно новых для него условиях жизни, предъявляющих ему новую систему требований, ставящих перед ним новые, ранее не встречавшиеся задачи.

В отечественной психологии исследованием проблемы готовности к школьному обучению занимались Л.С. Выготский, Е.Е.Кравцова, Н.В. Нижегородцева, Н.Г. Салмина, Д.Б.Эльконин, позиция большинства авторов сходится в следующем: основной причиной, так называемой неготовности ребёнка к школе, является, низкий уровень интеллектуального развития. 

Большой вклад в развитие предшкольного образования внесли В.А.Сухомлинский, Е.Е.Кравцова, Н.В. Нижегородцева, Н.Г. Салмина, тем самым создав оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах признания личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть, ориентированы процессы воспитания и образования.

Понимание актуальности и значимости предшкольного образования в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста определило потребность в разрешении существующих противоречий:

•между возрастающими требованиями к интеллектуальному развитию детей со стороны системы начального образования и недостаточной интеллектуальной готовностью многих детей к моменту поступления в школу;

•между необходимостью быстрого и эффективного интеллектуального развития всех детей на этапе предшкольной подготовки и традиционным подходом к решению проблемы в практике работы дошкольных учреждений;

•между значимостью интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания, методов и средств интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста на этапе предшкольной подготовки.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему: каким образом в процессе предшкольной подготовки может быть обеспечена 

успешная интеллектуальная готовность детей к школьному обучению.

Актуальность, противоречия и проблема определили тему исследования: «Изучение интеллектуальной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: интеллектуальная готовность к школе у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать, апробировать и опытно-экспериментально проверить эффективность использования серии занятий, направленных на развитие интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста на этапе предшкольной подготовки.

Задачи исследования:

1.Провести теоретический анализ психолого–педагогической литературы данной теме.

2.Рассмотреть понятие «готовность к школьному обучению» в современных психолого – педагогических исследованиях. 

3.Охарактеризовать сущность интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста.

4.Разработать и реализовать серию занятий по развитию интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста на этапе предшкольной подготовки и выявить эффективность на основе разработанных критерий, показателей и уровней.

Гипотеза исследования: интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если на этапе предшкольной подготовки включаются специально организованные занятия, направленные на комплексное решение задач речевого развития, развития мышления, воображения, саморегуляции своих действий детьми.

Методы исследования:

методы теоретического исследования: сравнение, обобщение, аналогия;

эмпирические методы: наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная работа.

База исследования: Детский сад комбинированного вида " Сказка" г.Покачи. В опытно–экспериментальной работе принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения

...
...

Способы оплаты: