Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей

Артикул:  12104
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые дипломные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  66  стр.
Стоимость:  3000   руб.

Краткое описание


Оглавление

Введение...3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы познавательного развития детей в психолого-педагогических исследованиях...7

1.1. Понятие и сущность   познавательного развития личности...7

1.2. Особенности    познавательного развития в дошкольном возрасте...12

1.3 Проблемные ситуации как средство познавательного развития детей...18

Выводы по главе 1...25

Глава 2. Организация опытно-поисковой работы на примере МАДОУ № 36 г. Челябинска, пос.Каштак...27

2.1. Цели и задачи работы...27

2.2. Описание работы по использованию проблемных ситуаций в познавательном развитии детей...34

2.3. Анализ эффективности проведенной работы...44

Выводы по главе 2...49

Заключение...50

Список литературы...51

Приложения...54

Введение

Современная теория и методика дошкольного воспитания обозначает важнейшие ориентиры обновления содержания образовательной системы в рамках ДОУ в настоящее время. Она нацеливает педагогов на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных партнерских отношений, обогащение кругозора ребенка, преобразование развивающей среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности дошкольников в соответствии с их желаниями и склонностями.

Содержание актуальных программ дошкольного образования направлено на целостное формирование личности ребенка. Задачи познавательного развития занимают в них центральное место.

В связи с введением Федерального государственнго  образовательнго стандарта при реализации основной образовательной программы дошкольного образования встает необходимость  преобразования подходов к организации образовательного процесса не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с дошкольниками: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Основной задачей современной образовательной политики в области образования является всестороннее развитие личности, способной не только умело ориентироваться в информационном пространстве, но и активно, творчески видоизменять окружающую действительность. При этом важное значение имеет ярко выраженная познавательная активность дошкольников. Интенсивность и вариативность проявления этого качества в большой степени влияет на объем получаемых знаний и позволяет искать нестандартные решения разнообразных ситуаций через преобразование имеющегося опыта и знаний, тем самым развивая гибкость мышления и творческий потенциал ребенка.

Проблему познавательного развития дошкольников изучали Л.И. Божович, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Рудко; особенности формирования познавательных интересов - М.Ф. Морозов, И.М. Подберезин, К.М. Рамонова и др.; проявления познавательной активности и любознательности – Н. Бабич, Е.А. Бай, Э.А. Баранова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова и другие.

Однако, несмотря на разноплановость этих исследований, проблема поиска наиболее эффективных средств и условий познавательного развития  у детей дошкольного возраста на данный момент остается недостаточно изученной.

Актуальность проблемы определяется тем, что освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. 

В настоящее время наблюдается недостаток научно-методического обеспечения, что обуславливает недостаточную компетентность педагогов в решении проблемы использования проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Таким образом, налицо противоречие между потребностью общества в воспитании детей с высоким уровнем познавательного развития и познавательной активностью и недостаточной научно-теоретической и научно-методической обеспеченностью решения оптимизации и поиска средств и условий познавательного развития дошкольников в образовательном процессе в свете новых ФГОС. 

Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: поиск новых или мало используемых средств и условий познавательного развития дошкольников в образовательном процессе.

Объект исследования – процесс познавательного развития детей дошкольного возраста.

Предмет – возможности проблемных ситуаций в познавательном развитии детей среднего дошкольного возраста.

Цель – изучить возможности использования проблемных ситуаций в познавательном развитии детей среднего дошкольного возраста (на примере МАДОУ № 36 г. Челябинска, пос.Каштак)

Задачи:

1) Рассмотреть понятие и сущность познавательного развития детей дошкольного возраста;

2) Проанализировать особенности познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОУ

3) Охарактеризовать проблемные ситуации как средство оптимизации познавательного развития детей дошкольного возраста.

4) Провести эмпирическое исследование особенностей познавательного развития детей среднего дошкольного возраста.

5) Организовать работу по использованию проблемных ситуаций в познавательном развитии детей среднего дошкольного возраста и экспериментально проверить эффективность проведенной работы.

В качестве гипотезы научного исследования было выдвинуто предположение, что эффективность познавательного развития детей среднего дошкольного возраста обеспечивается использованием проблемных ситуаций.

Методологическую основу исследования составляют: исследования Божович Л.И., Дыбиной О.В., Поддъякова Н.Н., Рахмановой Н.П., Щетининой В.В., Матюшкина А.М., И.С. Штепиной о познавательном развитии ребенка.

Теоретическая значимость: заключается в систематизации и обобщении теоретического материала по проблеме.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть взяты педагогами детского сада за основу организации работы по познавательному развитию с дошкольниками. 

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, разработка и проведение эмпирического исследования, количественный и качественный анализ данных.

Этапы исследования:

Первый этап. Проводился теоретический анализ научной, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, формулировался и уточнялся понятийный аппарат исследования.

Второй этап. Разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, проводился констатирующий этап эксперимента.  

Третий этап. Анализ результатов и выводов исследования. Оформление работы в целом.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на примере МАДОУ № 36 г. Челябинска, пос.Каштак. Экспериментальная группа состояла из 10 человек – дошкольников 4-5 лет, контрольная  группа также включала 10 детей 4-5 лет. 

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.  Во введении представлены методологические основы исследовательской работы, определена актуальность, цель, задачи исследования. Выделен предмет и объект и описана гипотеза.  В первой главе рассматриваются теоретические основы проблемы организации познавательного развития дошкольников. Во второй главе приведен анализ особенностей познавательного развития детей 4-5 лет на примере МАДОУ № 36 г. Челябинска, пос.Каштак. Описана проведенная работа и ее результаты. В заключении обобщаются результаты исследования, сделаны выводы. 

...
...

Способы оплаты: