Марина
8 (919) 4030988
infozakaz.diplom@gmail.com
8 (963) 4627092
07:00-24:00 Мск

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством групповых проектов по технологии

Артикул:  12118
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые дипломные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  61  стр.
Стоимость:  3000   руб.

Краткое описание


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ…8

1.1.Анализ сущности понятия  «коммуникативная компетентность» в психолого-педагогической литературе…8

1.2.Основные принципы проектной работы…13

1.3.Особенности формирования коммуникативной компетентности у обучающихся посредством групповых проектов…23

Выводы по 1 главе...32

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ…34

2.1.Характеристика экспериментальной ситуации…34

2.2.Методика развития коммуникативной компетенции обучающихся посредством групповых проектов по технологии...37

2.3.Анализ результатов апробации  групповых проектов по технологии как средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся…41

Выводы по 2 главе...45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...49

ПРИЛОЖЕНИЯ...55

ВВЕДЕНИЕ

Современная система школьного образования ориентирована на подход к личности подростка, который нуждается в уважении и понимании со стороны окружающих людей. И в первую очередь выдвигается идея создания оптимальных условия для формирования и становления личности, на развитие его познавательной и социальной активности. Как показал анализ современного Федеративного Образовательного стандарта (ФГОС), одной из ключевых компетентностей является коммуникативная.

В целях гармоничного социального и познавательного развития личности подростка важен контакт общения со сверстниками. 

Главной особенностью развития коммуникативной компетентности обучающихся с помощью групповых проектов является ее способность развития успешной деятельности обучающегося в современных условиях. На основании этого, изучение коммуникативной компетенции считается одним из основных направлений в области современного образования, т.к. общество требует наличие высокого уровня развития коммуникативной культуры.

На ступени основного общего образования значимость формирования коммуникативной компетентности обучающихся посредством групповых проектов определяется и переходом обучающихся в новый возрастной период – подростковый, в котором осуществляются сложные процессы развития самосознания, формирования системы ценностей, определяющей новый тип отношений с социумом. Однако в ряде психолого-педагогических исследований отмечается тот факт, что в образовательном процессе основной общеобразовательной школы отсутствует система методов и форм работы, обеспечивающая достижение учащимися формирования коммуникативной компетентности посредством групповых проектов. Методы обучения, которые используются для развития  коммуникативной компетенции в образовательном процессе относятся к традиционным – это лекции, семинары, просмотр учебных фильмов, самостоятельная работа с учебными текстами, письменные задания. Повсеместно внедряемое дистанционное обучение или, как его еще часто называют, электронное обучение отличается высокой степенью структурированности изучаемого материала и пошаговой оценкой его усвоения.  Но для развития коммуникативной компетенции традиционные и дистанционные  методы наименее эффективны.

Вопросы, посвященные формированию коммуникативной компетентности обучающихся посредством групповых проектов, рассмотрены в исследованиях Артемьевой Г.Н., Знаменской С.В, Еникеевой С.З., Кравченко И.П., Кузьменко И.В., Митровой Н.О. и др. Однако, можно отметить, что, несмотря на уже достаточную исследованность особенностей формировании коммуникативной компетентности обучающихся посредством групповых проектов в процессе обучения и воспитания детей – вопрос формирования коммуникативной компетентности обучающихся именно в проектной деятельности посредством групповых проектов по технологии при изучении раздела «Кулинария» рассмотрен недостаточно.

Возникает противоречие между необходимостью формировать коммуникативные компетенции обучающихся посредством групповых проектов по технологии и недостаточной разработанностью методологической базы по формированию коммуникативной компетенции обучающихся посредством групповых проектов при изучении раздела «Кулинария».

На основании противоречий, была выявлена проблема исследования, которая заключается в разработке модели развития коммуникативной компетенции обучающихся посредством групповых проектов при раздела «Кулинария».

На основании актуальности темы исследования и недостаточности ее разработанности в исследованиях педагогов и психологов и обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством групповых проектов по технологии».

Проблема исследования – выявление условий, способствующих в процессе урока технологии развитию коммуникативной компетенции у обучающихся.

Объект исследования – учебно-образовательный процесс в рамках учебного курса «Технология» в образовательном учреждении.

Предмет исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности обучающихся посредством групповых проектов на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария».

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативной компетентности обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария»; разработка методики по формированию коммуникативной компетенции посредством групповых проектов на уроках по технологии.

Гипотеза исследования – формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» будет эффективным, если:

- педагогом используется разработанная программа раздела «Кулинария», основанная на применении метода проектов.

- Если данная работа будет иметь целенаправленным и систематический характер

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1.Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;

2.Выявить основные принципы проектной работы;

3.Выявить особенности формирования коммуникативной компетентности у обучающихся посредством групповых проектов;

4.Проанализировать уровень сформированности коммуникативной компетенции у обучающихся до реализации развивающей программы;

5.Разработать и апробировать развивающую программу по формированию коммуникативной компетенции обучающихся при изучении раздела «Кулинария».

База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Николаевка (Челябинская область, Варненский район).

Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения о заключительных и сензитивных периодах развития личности ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин); идеи личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (В.В. Зайцев, А.В. Петровский, Г.И. Желовская и др.)

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена главная сущность коммуникативной компетенции учащихся, выявлены возможности уроков технологии для ее развития.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты могут быть использованы педагогами, работающими с детьми и подростками.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, диагностика, методы математической статистики.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап – анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования, определение понятий «компетенция», «коммуникативная компетенция», а также уточнение сущности и структуры коммуникативной компетенции.

На 2 этапе осуществлялось подбор диагностического инструментария, проведение диагностического обследования учащихся, обработка результатов и разработка развивающей программы по формированию коммуникативной компетенции при изучении раздела «Кулинария».

На 3 этапе – проведение констатирующего эксперимента, подведение итогов, оформление результатов исследования.

Структура работы: работа состоит из содержания, введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

...

Способы оплаты: