Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Нарушение звукопроизношения и коррекция у дошкольников

Артикул:  11214
Предмет:  Логопедия
Вид работы:  Готовые дипломные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  132  стр.
Стоимость:  3000   руб.

Краткое описание


Содержание

Введение...3

Глава I. Проблема нарушения звукопроизношения у дошкольников с речевым дизонтогенезом в современной специальной литературе ....7

1.1.Понятие звукопроизношения...7

1.2.Развитие артикуляционной моторики в норме в раннем дошкольном возрасте...13

1.3.Произносительные расстройства и их рассмотрение в современных классификациях речевых нарушений...29

1.3.1.Нарушение звукопроизношения рассматриваемые в рамках клинико-педагогической классификации...29

1.3.2.Нарушение процессов восприятия и воспроизведения фонем рассматриваемые в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений...36

1.4.Анализ диагностических методик направленных на выявление состояния звукопроизношения артикуляционной моторики у дошкольников с речевым дизонтогенезом...38

Выводы по первой главе...44

Глава 2. Экспериментальное исследование состояния звукопроизношения и артикуляционной моторики у дошкольников с речевыми нарушениями...46

2.1.Организация и методика констатирующего эксперимента...46

2.2.Результаты констатирующего эксперимента...48

Выводы по второй главе...68

Глава 3. Основные направления логопедической работы по коррекции звукопроизносительных и артикуляционных расстройств у дошкольников с речевым дизонтогенезом...71

3.1.Цель, задачи и содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения и артикуляционной моторики при разных формах речевых расстройств...71

3.2.Методические рекомендации для родителей по преодолению нарушений звукопроизношения и артикуляционной моторики у дошкольников109

Выводы по третьей главе...121

Заключение...123

Список литературы...126

Приложения...132

Введение

Актуальность темы. Речь является одной из нелинейных открытых функциональных систем, в которой теснейшим образом объединены психические и биологические составляющие (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.). В ее возникновении и развитии, как и в других органических системах, особую роль играют ритмические процессы. Именно они являются тем сущностным признаком пространственно-временного структурирования, которое позволяет биосистеме любого уровня сложности работать как единое целое (Б. С. Алякринский, Н. П. Бехтерева, В. И. Вернадский, И. П. Павлов, Б. М. Теплов и др.). Благодаря ритму формируется навык ритмически организованной, т.е. плавной речи, который в соответствии с пониманием функциональной системы поведенческого акта (П. К. Анохин) далее используется нами как динамический психосенсомоторный речевой стереотип.

В настоящее время в логопедической работе над коррекцией неправильного произношения детей зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе коррекционного обучения обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

Проблема исследования определяется поиском путей изучения моторных и речевых ритмических процессов, лежащих в основе речевых расстройств у детей, и необходимостью разработки теоретических и содержательных основ педагогической модели развития моторных и речевых ритмов с целью оптимизации логопедической помощи.

Степень изученности темы. В логопедии расстройство ритма обычно связывается с заиканием как нарушением речи, характеризующимся экстренной дизритимией в виде «моментов заикания» в процессе общения (Л. И. Белякова, Р. Е. Левина, W. Johnson, C. W. Starkweather, E. Yairi и др.). Именно поэтому в системе комплексной коррекционной помощи при данном речевом нарушении обязательным звеном является логоритмическое воздействие (Н. А. Власова, В. А. Гринер, Е. В. Оганесян, Н. А. Рычкова и др.). При других расстройствах устной речи у детей — дизартрия и алалия — изучению особенностей ритмической организации речи и движений посвящены лишь единичные работы (Г. В. Бабина, Л. В. Лопатина), остается недостаточно ясной роль ритмических процессов в структуре этих нарушений речи. Существующие методические разработки по развитию ритма у детей с речевыми расстройствами до настоящего времени не имеют достаточно полной научной аргументации, что препятствует более глубокому раскрытию и использованию методических возможностей этого звена коррекционной работы.

Такие авторы как Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков занимались изучением звукослоговой структуры слова у детей с моторной алалией. Н.Н. Китаева в своей диссертации затронула проблему нарушения звукослоговой структуры слов у дошкольников с задержкой психического развития. З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова и Н.С. Четверушкина разработали практические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией.

Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Однако механизмы нарушений звукослоговой структуры у детей с речевыми нарушениями еще недостаточно изучены. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи. Практический материал, предлагаемый для формирования и коррекции слоговой структуры слов, имеет лишь поэтапную систему организации, выстроить же конкретную последовательность занятий грамотно способен лишь логопед с опытом работы. Упражнения и игры на развитие у детей слоговой структуры речи преподносятся детям в виде однообразных заданий-повторений в составе непосредственной образовательной деятельности. Эффективней же выделить работу по формированию слоговой структуры слов в совместную деятельность логопеда с подгруппой детей, что позволит полноценней осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в процессе обучения, наполнить данную работу интересными дошкольникам приёмами. Также, исходя из того, что обучение в группе компенсирующей направленности проходит с еженедельным изучением какой-либо лексической темы, целесообразно работу по развитию слоговой структуры слов планировать в соответствии с темой.

Объект: формирование с звукопроизношения и артикуляционной моторики у дошкольников с речевыми нарушениями.

Предмет: игровые методы и приемы в работе по формированию звукопроизношения и артикуляционной моторики у дошкольников с речевыми нарушениями с детьми компенсирующей направленности детского сада.

Цель: построение и реализация эффективной системы работы по состоянию звукопроизношения и артикуляционной моторики у дошкольников с речевыми нарушениями.

Гипотеза исследования: Преодоление расстройств ритмических процессов у детей с нарушениями речи будет более эффективным при условии разработки педагогической модели их развития, базирующейся на качественных показателях моторных и речевых ритмов и клинико-психолого- педагогических характеристиках детей с разными речевыми расстройствами, а также положениях, связанных с двигательным обучением.

Задачи:

1.Рассмотреть понятие звукопроизношения .

2.Обосновать развитие артикуляционной моторики в норме в раннем дошкольном возрасте

3.Изучить произносительные расстройства и их рассмотрение в современных классификациях речевых нарушений

4.Провести анализ диагностических методик направленных на выявление состояния звукопроизношения, артикуляционной моторики у дошкольников с речевым дизонтогенезом

5.Представить результаты экспериментального исследования состояния звукопроизношения и артикуляционной моторики у дошкольников с речевыми нарушениями.

Методы исследования: теоретические: диалектический, вскрывающий противоречия в представлениях о ритме, системный анализ, контент-анализ физиологической, психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы и синтез научных идей, проектирование и моделирование; эмпирические: констатирующий эксперимент с использованием опроса (специалистов, непрофессионального окружения), педагогического наблюдения, логопедического обследования, анализа ранних этапов развития ребенка, психолого-педагогического и нейропсихологического обследования моторного и речевого ритмов, анализа продуктов речевой и моторной деятельности детей; обучающий эксперимент; организационные: сравнительный, комплексный; интерпретационный метод; методы обработки полученных результатов.

Структура и объем дипломной работы Исследование я состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы Текст дипломной работы изложен на __ страницах.

...
...

Способы оплаты: