Марина
8 (919) 4030988
infozakaz.diplom@gmail.com
8 (963) 4627092
07:00-24:00 Мск

Формирование читательских интересов у младших школьников на уроках литературного чтения

Артикул:  10450
Предмет:  Литература
Вид работы:  Готовые дипломные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  79  стр.
Стоимость:  2500   руб.

Краткое описание


Содержание

Введение...3

Глава 1.Теоретические основы формирования читательского  интереса у младших школьников...8

1.1.Сущность понятия «читательские интересы» в контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников...8

1.2.Современные требования к уровню сформированности читательского  интереса у младших школьников...18

1.3.Приемы эффективного формирования читательского  интереса у младших школьников...25

Глава 2.Организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников читательского  интереса на уроках литературного чтения..41

2.1.Выявление начального уровня сформированности читательского  интереса у младших школьников...41

2.2.Реализация приемов, способствующих формированию читательского  интереса у младших школьников, на уроках литературного чтения...53

2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию читательского  интереса у учащихся опытно-экспериментального класса...60

Заключение...69

Список литературы...72

Приложения...79

 Введение

Актуальность темы исследования. В эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остается и источником знаний, и духовным  наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Но  под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения,  круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к  книге. Это позволяет специалистам в области исследования процессов чтения  Е.И. Голубевой [13], Н.Н. Сметанниковой [59], В.П. Чудиновой [72]  говорить о  «недетских проблемах детского чтения», о смене модели чтения. Современные  дети стали читать по-другому, другие книги. В круге интересов младшего  школьника все большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная  литература. В четыре раза чаще учащиеся обращаются в библиотеку за поиском  учебной информации, и лишь один из четырех запросов – поиск литературы «для  души». Ученые охарактеризовали восприятие текста современным школьником  как мозаично-клиповое, требующее постоянной  смены декораций, что затрудняет освоение многостраничного печатного текста. Все больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере, просмотр телепередач, уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня [17].

Читательская грамотность учеников российских школ, которая трактуется  как способность понимать тексты, связывать их с жизненным контекстом,  вычленять из текста необходимую информацию, имеет крайне невысокие  показатели: согласно международным исследованиям  PISA-2009 российские  школьники продемонстрировали результаты, соответствующие второму уровню  из пяти возможных, то  есть проявили умение ориентироваться лишь в  элементарных житейских ситуациях, требующих опоры на текст.

С введением ФГОС НОО обозначились новые цели современного  образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной  деятельности, умеющей учиться самостоятельно[66,  c.15-16]. Это умение  напрямую связано с формированием читательского  интереса. 

Сегодня вопрос о формировании читательского  интереса стоит особенно актуально. Актуальность обусловлена тем, что чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном её воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека. 

Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема. Не случайно    серьёзное внимание развитию и воспитанию читательского  интереса младших школьников уделяется в ФГОС НОО.

Вопрос об интересе к чтению детей в практике обучения остается открытым. Дети по-прежнему не овладевают в первом классе основами типа правильной читательской деятельности, что значительно снижает и уровень их литературного развития. В связи с этим интерес к чтению у школьников вместо того, чтобы развиваться, уже в первом классе начинает угасать, а к четвертому классу почти полностью пропадает.  Одна из крайне важных сторон проблемы – это проблема обучения чтению на протяжении всего периода обучения в школе. Компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации.

Формирование читательского  интереса привлекает внимание многих ученых. Однако, учитывая, что для эффективной работы по данной проблеме необходимо определить реальные учебные возможности обучающихся, а также оптимальные психолого-педагогические условия ее протекания, вопрос о педагогических условиях формирования читательского  интереса рассмотрен  недостаточно. Отсюда возникает проблема: при формировании читательского  интереса необходимо учитывать определённые педагогические условия.

Объект исследования: формирование основ читательской самостоятельности на уроках литературного чтения. 

Предмет исследования: педагогические приемы, обеспечивающие целенаправленное последовательное формирование и развитие читательского интереса у младших школьников.

Решение этой проблемы составляет цель исследования: определить и обосновать педагогические приемы, обеспечивающие целенаправленное последовательное формирование и развитие читательского  интереса у младших школьников.

Задачи исследования:

1.Раскрыть сущность понятия «читательский интерес» в контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников.

2.Охарактеризовать современные требования к уровню сформированности читательского  интереса у младших школьников.

3.Обосновать выбор приемов эффективного формирования читательского  интереса у младших школьников.

4.Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность приемов формирования читательского интереса у младших школьников. 

Гипотеза исследования: формированию у младших школьников читательского будет способствовать такая организация уроков литературного чтения при которой: 

- учитываются индивидуальные  интересы и творческие возможности учащихся начальной школы;

- расширяется  круг чтения младших школьников;

- систематически используются в учебно-воспитательном процессе разные  работы деятельности на уроках литературного чтения.

Методы исследования: в ходе работы использовался комплекс взаимо дополняемых методов исследования: 

- теоретические:   анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические:   анкетирование, наблюдение, беседа, опытно - экспериментальная работа,   включающая констатирующий, формирующий и контрольные этапы, анализ результатов. 

Методологическая основа исследования: труды К.Д.Ушинского, В.П.  Вахтерова, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, М.И.Омороковой, Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей, В.П Чудиновой.

Теоретическая значимость:

1.Систематизация материалов по  проблеме исследования.

2.Определение рабочих понятий опытно – поисковой  работы, уточнение понятия «читательский интерес».

3.Уточнение и дополнение обще педагогических представлений о формировании и развитии читательского интереса обучающихся современной начальной школы.

4.Разработка  содержания исследования.

Практическая значимость и новизна заключается:

- в определении и обосновании педагогических условий,  обеспечивающих формирование читательского  интереса младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности;

- в разработке критериально - диагностического обеспечения процесса развития читательского интереса, позволяющего проследить динамику приобщения младших школьников  к осознанному  выбору литературных произведений определённых жанров, тематики;

- в разработке рекомендаций для родителей, учителей начальных классов;

- в составлении анкет по диагностике  уровня сформированности читательского  интереса младших школьников.

Этапы исследования:

- I этап исследования предусматривает:  теоретические        аспекты проблемы изучения психолого-педагогических условий формирования читательского интереса детей младшего школьного возраста, определение исходного уровня сформированности читательского  интереса у обучающихся экспериментального и контрольного классов;

- II этап – составление примерной программы опытно-педагогической работы, уточнение основных понятийных категорий по изучению проблемы;

- III этап – реализация эксперимента на практике, определение результативности проведённой опытно-педагогической работы.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав,  заключения, библиографического списка из 76 наименований. Общий объем составляет 72 страницы.

...

Способы оплаты: