СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ТУРИЗМА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1.Характеристика туризма как средства физического воспитания детей дошкольного возраста…7
1.2.Характеристика средств туризма, применяемых в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста….16
1.3.Подготовка туриста-дошкольника. Особенности организации и проведения разных форм туризма с детьми старшего дошкольного возраста...22
Выводы по первой главе....35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ТУРИЗМА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
2.1.Организация и методы исследования…43
2.2.Оценка функционального состояния, физической и туристкой подготовленности детей 6-7 лет в процессе педагогического эксперимента…51
Выводы по второй главе...60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…65
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема эффективного физического воспитания детей в современных условиях определена социально-экономическим эф-фектом, получаемым от регулярных занятий физическими упражнениями.
Между тем, низкая физическая активность сегодня выявлена у 80% дошкольников, две трети из них имеют хронические заболевания и только 10% выпускников образовательных организаций дошкольного образова-ния могут по-настоящему считаться здоровыми. Повсеместно наблюдается тенденция значительного уменьшения посещаемости учебных занятий по физической культуре во всех видах образовательных учреждений, в том числе и в детском саду [1].
Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания яв-ляется поиск эффективных средств и методов, способствующих ускорен-ному развитию двигательных функций детей дошкольного возраста, при-витию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями, воспитанию личностных качеств. По мнению Н. И. Дворкиной, чем более разнообразные средства (оздоровительные, тренировочные, гигиениче-ские, природные и другие) будут использоваться как система формирова-ния личности, тем более значительный эффект будет получен от этих воз-действий [2].
Опыт и практика показывают, что туристская деятельность, является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания под-растающего поколения. Данная форма работы позволяет удовлетворить естественную потребность ребенка в движении и оптимизировать его двигательную активность за счет максимального пребывания на свежем воздухе. Значимость простейших не категорийных туристических походов для физического развития дошкольников отмечена во многих исследова-ниях (В. Я. Лыкова, Л. В. Карманова, Г. В. Шалыгина, Н. И. Бочарова).
Туристическая деятельность детей дошкольного возраста позволяет нейтрализовать такие негативные процессы дошкольного образования и семейного воспитания, как увеличение продолжительности образователь-ных занятий в дошкольных учреждениях с преобладанием статических поз, интенсивный просмотр телепередач и видеокассет детьми дошколь-ного возраста, значительная замена традиционных подвижных игр ком-пьютерными и т. п. Особенно большими возможностями в реализации ту-ристической работы в образовательных организациях дошкольного обра-зования (ООДО) располагает образовательная область «Физическое раз-витие», которая объединяет в себе два направления: «Физическую куль-туру» и «Здоровье».
Между тем, организация туристической деятельности в дошкольных учреждениях нередко вызывает затруднения даже у опытных педагогов дошкольного образования, так как требует большой и кропотливой пред-варительной работы: разработки маршрута, подготовки снаряжения, одежды и предусматривает одновременное участие нескольких специали-стов дошкольного учреждения.
Выполненный анализ литературных источников позволил констати-ровать недостаточную изученность данного вопроса в связи с ограничен-ным количеством исследований относительно использования средств ту-ризма в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Изучение практического опыта педагогов ООДО выявило, что такие фор-мы туризма, как экскурсия, прогулка, туристская прогулка используются в ООДО, в основном, в познавательных и воспитательных целях. В то же время, двигательная деятельность с туристской направленностью не заняла еще должного места в системе физического воспитания дошкольников.
Опрос педагогов ООДО показал, что организация туристической де-ятельности детей в ООДО носит не планомерный и не систематический ха-рактер, а во многих дошкольных учреждениях вообще отсутствует.
Таким образом, существует противоречие между потребностью в повышении уровня здоровья дошкольников, увеличения их двигательной активности и ограниченностью использования оздоровительных возмож-ностей средств туризма в образовательном процессе образовательных ор-ганизаций дошкольного образования (ООДО).
Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать методику применения средств туризм в физическом воспитании детей 6-7 лет.
Объект исследования – процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика применения средств туризма в физическом воспитании детей 6-7 лет.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что применение средств туриз-ма в процессе физического воспитания детей 6-7 лет окажет положительное влияние на состояние здоровья, физическую и туристическую подго-товленность дошкольников, а также положительно повлияет на мотива-ционно-потребностную сферу дошкольников, что позволит достичь более высокой двигательной активности, если:
– используемые средства и формы туризма адекватны возрастным возможностям и фактическому состоянию занимающихся детей 6-7 лет;
– средства туризма применяются в различных формах по физической культуре дошкольников 6-7 лет;
– определены оптимальные нагрузочные режимы занятий туризмом в сочетании со средствами физического воспитания дошкольников 6-7 лет;
– разработаны различные варианты туристкой полосы препятствий для детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Обосновать средства и формы туризма, применяемые в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет.
2. Определить содержание базовой туристкой подготовки дошколь-ников 6-7 лет.
3. Выявить оптимальные нагрузочные режимы занятий туризмом в сочетании со средствами физического воспитания дошкольников 6-7 лет.
4. Разработать методику применения средств туризма в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет, оценить ее эффективность
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа, в период с 2013 по 2016 годы на базе МАДОУ ЦРР ДС № 432 г. Челя-бинска с участием дошкольников 6-7 лет в количестве 40 человек. Из них: 20 детей составили контрольную группу и 20 детей вошли в эксперимен-тальную группу.
На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись соответствующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; опрос; педагогическое тестирование; методы математического анализа и статистики.
Практическая значимость исследования:
– разработана методика применения средств туризма в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет;
– обоснованы средства и формы занятий туризма, применяемые в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет;
– определены оптимальные нагрузочные режимы занятий туризмом в сочетании со средствами физического воспитания дошкольников 6-7 лет;
– разработаны различные варианты туристкой полосы препятствий для детей 6-7 лет.
Не нашли готовую?