Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Перцептивная лексика и ее семантика в повести А.П.Чехова Степь

Артикул:  11533
Предмет:  Русский язык и культура речи,основы этикета
Вид работы:  Готовые курсовые работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  52  стр.
Стоимость:  490   руб.

Краткое описание


Содержание

Введение...2

Глава I. Перцептивная лексика в русском языке.

1.1.Изучение перцептивной лексики в русском языкознании...5

1.2.Методы и приемы изучения перцептивной лексики...11

Выводы по главе I...19

Глава 2. Особенности функционирования перцептивной лексики в повести А. П. Чехова «Степь»

2.1.Номинации зрительно-слуховых восприятий в повести А.П.Чехова «Степь»...20

2.2.Номинации других типов восприятия в повести А.П.Чехова «Степь»...25

Выводы по главе II....33

Заключение...36

Использованная литература...40

Источники, словари и сокращения...40

Научно-исследовательская литература...40

Приложение...43

Зрительные восприятия...43

Восприятия слуха:...45

Восприятие запаха...48

Восприятия ВКУСА...49

Другие восприятия...49

Восприятие осязания...49

Восприятие температуры...51

Восприятие других чувств...52

 Введение

Творчество А. П. Чехова занимает особое место не только в русской, но и в мировой литературе. Это объясняется не только спецификой его художественного стиля, тематикой и проблематикой его произведений, но и особенностями языка писателя. Все то, что так тщательно изображалось в литературе конца XIX- начала XX в. –  необычайный трагизм обыденности, безысходность повседневности – впервые было обозначено в творчестве великого русского писателя. 

Язык Чехова невозможно спутать с языком других писателей: его явная красота, доступность и понятность свидетельствуют в первую очередь о глубине жизненного опыта автора. 

Как справедливо отмечает Н. К. Милых, «изучать язык писателя – значит выявлять речевые средства, которыми он выражает идейное содержание художественного произведения и эмоционально воздействует на читателя. Понятие языка писателя охватывает не только используемую им лексику, фразеологию, художественно-изобразительные средства, синтаксические конструкции, но и соотношение языковых компонентов произведения, приемы изображения действующих лиц, окружающей их обстановки и событий, в которых они участвуют; языковые приемы выражения основных мыслей автора, определяющих идейную направленность его творчества; приемы логического и эмоционального воздействия на читателя» [Милых, 1960, с.  185].

Творческая манера писателя, индивидуальность стилистики и языка его произведений в вое время рассматривались в работах М. К. Милых [1960], Л. П. Громова [1963], Е.Б. Гришаниной [1981], В. В. Химик [1982]. Все эти работы содержат ценную научную информацию о структуре контекста, о специфике языковых средств, используемых Чеховым в своих произведениях. 

Из последних работ, посвященных исследованию языка писателя, следует назвать статьи И. Г. Горовой [2004] , Е.С. Игумновой [2012], В.А. Новосельцева [2013], Н. З. Гаджиевой [2014], Т. В. Кыштымовой [2014], К.А. Кочновой [2015].

Важное место в языке писателя занимает описание  человеческих ощущений: зрительных, слуховых, вкусовых и т.д. На специфичность изображения тончайших нюансов человеческого восприятия указывали исследователи, соотнося это с профессиональными качествами Чехова-врача.

Исследованием перцептивных функций языка ученые занимаются достаточно давно и успешно. Так, перцептивные языковые единицы с точки зрения их модуса исследует И.Г. Рузин [1995]; отражение языковой картины мира в перцептивной лексике диалектоносителей рассматривает С.С. Кузнецова [2015]. Особенно ценными для нас явились выводы О.А. Мещяряковой, которая исследует перцептивную лексику на материале художественных произведений И.А. Бунина [2011].

Тем не менее языковое выражение сенсорных ощущений, так блестяще воплощенное А.П. Чеховым, представляет собой фрагментарные работы и потому нуждается в основательной систематизации. Данное обстоятельство позволяет нам говорить об актуальности предпринятой нами попытки охарактеризовать перцептивную лексику в произведениях А.П. Чехова (на примере повести «Степь»).

Объект исследования – перцептивная лексика.

Предмет исследования – специфика функционирования перцептивной лексики в художественном произведении.

В своей работе мы ставим целью исследовать функциональные особенности различных видов перцептивной лексики в повести А.П. Чехова «Степь».

Цель исследования определила постановку и решение ряда конкретных задач:

1.охарактеризовать проблемы изучения перцептивной лексики в отечественном языкознании;

2.определить методы и приемы изучения перцептивной лексики;

3.дать характеристику номинаций зрительно-слуховых ощущений, функционирующих в повести А.П. Чехова «Степь»;

4.выявить функциональные особенности других видов ощущений в повести.

Материалом исследования послужило художественное произведение – повесть А.П. Чехова «Степь». 

Методологическую базу исследования составили: фундаментальный труд С. Л. Рубинштейна, в котором мы почерпнули знания о сенсорных ощущениях как психологической категории; работы Ю. Н. Караулова [1972] и Л.А. Новикова [1988], Е.В. Падучевой [2004], раскрывающие понятия семного подхода в изучении семантики лексических единиц. Диссертации И.Г. Рузина [1995] и С.С. Кузнецовой [2015] интересны методикой исследования перцептивных единиц. Особый интерес для нас представляет диссертация О.А. Мещеряковой, в которой исследование перцептивной лексики производится на материале художественного текста.

Гипотеза: В своем исследовании мы исходим из того, что перцепция – явление сложное и многомерное, связанное с пограничными областями. В художественном тексте перцептивная лексика репрезентируется при помощи целого аппарата лингвистических средств: прежде всего на концептуально-семантическом уровне, а также с помощью грамматического состава русского языка.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы приводится список использованных источников, словарей и научно-исследовательской литературы. Работа иллюстрирована и снабжена Приложением.

...
...

Способы оплаты: