СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы временных перспектив личности и психологического времени....5
1.1. Структура (компоненты) временной перспективы личности...5
1.2. Факторы формирования временной перспективы...11
1.3. Понятие психологического времени личности...14
ГЛАВА 2. Научный подход к анализу психологического времени личности и временной перспективы...17
2.1. Взгляд ученых на психологическое время личности и проблемы его изучения...17
2.2. Отечественные и зарубежные подходы к анализу временной перспективы...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы работы. Свое значение категория времени в психологии приобрела в связи с постановкой вопросов о времени жизни, временных представлениях личности, способах организации времени человеком. Согласно сложившейся научной традиции, личность представляет, осмысливает, организует себя во времени и выстраивает собственную временную перспективу как обобщенный образ жизни. Представление себя во времени позволяет человеку анализировать опыт прошедших событий, раскрыть смысл настоящего момента, выстраивать цели и планы на будущее.
В психологии существует большое количество научных работ, предметом изучения которых является временная перспектива личности. Она изучается в связи с социокультурными и половозрастными факторами, рассматривается как компонент личностной регуляции жизненного пути, как источник самоопределения и нахождения смысла жизни и так далее [4].
К сожалению, результаты большинства исследований, которые можно найти в отечественной и зарубежной литературе, весьма разрозненны и сложно сопоставимы. Такая ситуация затрудняет анализ феномена временной перспективы личности и построение общих выводов. На наш взгляд, это обусловлено разнообразием теоретических подходов и предлагаемых моделей изучения временных представлений личности.
Существует путаница в понятиях, несогласованность в определении временных границ перспективы, в выделении компонентов временной перспективы. Перед данной работой стоят задачи наиболее полного определения феномена временной перспективы, проведения анализа основных теоретических направлений и моделей исследования, выделения параметров изучения временной перспективы личности.
В работах, посвященных изучению психологического времени и жизненного пути личности, можно встретить большое количество терминов, в той или иной мере описывающих представления человека о времени собственной жизни. Наибольшее распространение в теориях временной организации жизненного пути получил термин «перспектива». Он отражает широту видения человеком собственной жизни, а также протяженность и динамику этих представлений [12].
Существует некоторая неясность в понимании того, что же стоит за термином «временная перспектива», и, соответственно, что необходимо измерять (какие параметры) при ее изучении. Большинство исследователей в качестве единицы анализа временной перспективы выделяют события жизни.
При этом одни авторы ограничивают область исследования только временным отрезком будущего, исключая из рассмотрения прошлое. Другие предлагают изучать не события как таковые, а лишь отношение человека к тем или иным периодам жизни. Третьи акцентируют внимание на регулятивных возможностях временной перспективы [1].
Целью написания курсовой работы на тему «Временная перспектива и психологическое время личности» является исследование временной перспективы личности и ее психологического времени. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы временных перспектив личности;
- рассмотреть точку зрения ученых на данную проблему;
- по проделанной работе сделать соответствующие выводы.
Объектом исследования является личность, предметом исследования – временная перспектива и психологическое время.
Теоретическую базу для написания работы составили труды таких ученых, как Борисова Т. Я., Васина Е. К., Григорьев В. М., Демин П. Л., Суворов И. Я. и многих других.
Цель и задачи курсовой работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав с разделами, заключения и списка использованных источников.
Не нашли готовую?