Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Развитие произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста

Артикул:  03084
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые курсовые работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  49  стр.
Стоимость:  490   руб.

Краткое описание


Оглавление

Введение…3
Глава 1. Теоретические основы произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста. 
1.1.Память как психический процесс…7
1.2.Память, как основная психическая функция в детском возрасте…13
1.3.Развитие  памяти в дошкольном возрасте. Процесс перехода от непроизвольного к произвольному запоминанию…14
1.4.Игра и её значение в развитии произвольно запоминания…19
Глава 2. Практическая часть. Экспериментальное исследование развития произвольного запоминания  у детей старшего дошкольного возраста.  
2.1.Постановка проблемы и гипотеза исследования...23
2.2.Методика проведения исследования…24
2.3.Результаты исследования…28
2.4.Программа индивидуальных занятий по развитию произвольного запоминания…30
2.5.Выводы и заключение. Анализ результатов…31
Заключение…32
Список использованной литературы…35
Приложение…39-48

Введение

Актуальность темы: Дошкольное детство представляет собой период интенсивного развития всех психологических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает поведение и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без нее не возможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, не возможна и его деятельность.

Память существует у ребенка с момента рождения, без этого было бы не возможно, какое-то ни было развитие. Мозг ребенка особо пластичен, он с легкостью запечатлевает полученный опыт. Если мы посмотрим, какое количество новых действий осваивает ребенок за первые три года жизни, то поразимся объемам его памяти. Достаточно напомнить, что в течение полутора лет (с 1 года 6 месяцев до 3 лет), дети практически овладевают родным языком. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию воспроизведению. Период, на который запоминаются люди, события в дошкольном детстве отодвигаются на определенно долгие сроки. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то дошкольное детство составляет много ярких воспоминаний. Особенно это относится к старшему дошкольному детству.

В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память. Дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихотворения и сказки. Такое запоминание, однако, ничего не говорит об общем умственном развитии, скорее это результат работы памяти ребенка.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного запоминания к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

Развитие памяти ребенка предполагает выяснение многих вопросов: как запоминают дети? Каковы пути развития логической памяти? С чем связан значительный рост продуктивности запоминания? Каковы качественные изменения, которые происходят в памяти детей и которые, в конечном счете, определяют развитие памяти? Память. Как известно, заключается в запоминании, узнавании и воспроизведении различного материала. Ребенок с легкостью рассказывает выученное стихотворение, пользуется в игре усвоенными правилами, воспроизводит показанное ему движение, все это ребенок запоминает. Иногда ребенку не удается воспроизвести какую-либо мелодию, представить себе предмет, вспомнить стихотворение, но он узнает эти объекты, когда снова их воспринимает. Полнота, точность, легкость запоминания во многом зависит от того, как осуществлялось запоминание, как оно было организованно.

В настоящее время в детских образовательных учреждениях педагоги ведут работу по развитию памяти дошкольников. Такая работа ведется в основном на основе систематических повторений пройденного материала на различных занятиях. Но не проводится своевременная диагностика уровня развития памяти. Нередко такая диагностика проводится психологами перед поступлением ребенка в школу. Получается, что все дети идут в школу с разным уровнем развития памяти. Хотя, при своевременном диагностировании и выявлении недостатков в развитии памяти дошкольников, а также проведении своевременной целенаправленной коррекционно-развивающей работы можно свести до минимума количество детей с низким показателем уровня развития памяти. На данном этапе у ребенка может быть недостаточно развито умение быстро, точно, полно воспринимать, узнавать и воспроизводить материал.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В старшем же дошкольном возрасте (5 и 6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. Шестилетние дети даже в обычных условиях могут самостоятельно образовывать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей в памяти ребенка свидетельствует характер воспроизведения им материала, в частности тот факт, что при воспроизведении по памяти ребёнок этого возраста может изменять порядок называния предметов, объединяя их по значению в смысловые группы. Анализ приёмов, которыми пользуются дети для запоминания, показывает, что те из них, кто решает задачу с помощью вспомогательных средств, строят свои операции иначе. Однако для опосредованного запоминания требуется не только сила механической памяти, сколько способность разумно распорядиться материалом, определённым образом его структурировать.

Эта проблема явилась предметом специального исследования таких ученых и психологов как Эльконин Д.Б; Леоньтев А.Н; Житникова Л.М; Истомина З.М; Лапп Д; Черемошкина Л.В; Гуткина Н.И.

Цель исследования: Выявить особенности развития  произвольного запоминания у детей и образной памяти у дошкольников старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: память. 

Предмет исследования:  произвольное запоминание у детей старшего дошкольного возраста. 

На основе проделанного обзора литературы по данной теме предлагаем следующую гипотезу для проведения исследования: в старшем дошкольном возрасте начинает осуществляться переход от непроизвольного запоминанию к произвольному запоминанию, образная память у дошкольников является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и сформированности у ребенка приемов запоминания.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть память как психический процесс

2.Выявить память как основную психическую функцию в детском возрасте.

3.Охарактеризовать развитие  памяти в дошкольном возрасте и процесс перехода от непроизвольного к произвольному запоминанию.

4.Выявить значение игры в развитии произвольного запоминания.

5.Провести исследование на развитие произвольного запоминания у старших дошкольников с помощью специальной методики.

В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение литературы по проблеме, различные психологические методики по выявлению развития произвольной памяти, констатирующий эксперимент, методы обработки данных.

Теоретическая значимость: Проанализирован, обобщен и систематизирован материал психолого-педагогической литературы по теме развитие  произвольного запоминания. Рассмотрен физиологический процесс памяти, ее виды и условия  произвольного запоминания материала, а также особенности развития произвольного запоминания, выявленные у старших дошкольников  в результате исследования.

Практическая значимость: Знание педагогами и психологами особенностей развития произвольной памяти у старших дошкольников позволяет целенаправленно стоить развивающую работу с детьми.

База исследования: МДОУ «Детский сад N 166/1 г. Челябинска». Подготовительная группа. В эксперименте принимало участие 10 детей шестилетнего возраста.

...
...

Способы оплаты: