Оглавление
Введение…3
Глава.1.Теоретические основы развития моторики кисти руки у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного и художественного труда.
1.1. Исследование проблемы развития мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов...6
1.2.Средства развития мелкой моторики кисти руки у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ…9
1.3.Педагогические условия развития мелкой моторики кисти руки у детей старшей группы в процессе ручного и художественного труда…25
Заключение…36
Библиографический список…39
Введение
Актуальность
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.
Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения.
Процесс развития мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Л.И. Плаксина отмечает, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня развития мелкой моторики рук. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков в дошкольном возрасте: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием (И.Л.Солнцева) [19].
Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой [13,22].
Л.И. Солнцева отмечает, что стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слабовидящих детей направление, максимально приближающее к развитию нормально видящих детей.
Еще Аристотель отмечал: изобразительная деятельность способствует разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, формирует у ребенка определенные навыки для осуществления многих других видов деятельности, при подготовке ребенка к школьному обучению.
Формирование навыков художественного и ручного труда у дошкольников старшего возраста является очень значимой, в первую очередь для этих детей. Ребенок должен принимать участие в различных видах трудовой деятельности, и художественная не является исключением. Занимаясь ручным и художественным трудом, происходит развитие различных психических процессов, моторики ребенка, что особенно является важным для детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного и художественного труда.
Предмет исследования – особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного и художественного труда.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты развития мелкой моторики кисти руки у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного и художественного труда.
Задачи исследования:
1.Провести теоретическое исследование проблемы развития мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
2.Раскрыть средства развития мелкой моторики кисти руки у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
3.Выявить педагогические условия развития мелкой моторики кисти руки у детей старшей группы в процессе ручного и художественного труда
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс ручного и художественного труда будет эффективно влиять на развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста.
При решении поставленных задач в работе использовались следующие методы: анализ литературы, сравнение.
Не нашли готовую?