Содержание
Введение…3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта…3
1.1.Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с умственной отсталостью….6
1.2.Особенности организации педагогического процесса с детьми имеющими интеллектуальные нарушения…11
1.3.Особенности проведения коррекционно-развивающего обучения в компенсирующем классе…14
Глава 2. Практическая часть. Изучение особенностей учебной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями интеллекта общеобразовательной школы-интерната №20 VIII вида г. Челябинска…20
2.1. Организация учебной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями интеллекта…20
2.2. Совершенствование учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта…23
Заключение…28
Список использованной литературы…30
Приложения…34
Введение
На современном этапе развития общества, в период гуманизации и демократизации системы образования, значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с нарушениями интеллекта. Разрабатываются новые организационные формы работы с обучающимися данной категории, исследуются их способности к учебной деятельности, выявляются потенциальные возможности их социально-трудовой адаптации и максимальной социализации.
Статистика подтверждает появление современной тенденции к увеличению количества случаев рождения детей с нарушениями развития, в том числе и с нарушениями интеллекта. Новый подход к данной категории лиц призывает формировать к ним общественное отношение не с точки зрения их экономической значимости для общества, а с точки зрения социально-психологической значимости каждой человеческой личности в правовом демократическом государстве.
Категория обучающихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью представляет разнородную группу лиц, имеющих выраженные органические нарушения центральной нервной системы. Тяжелые интеллектуальные нарушения диагностируются уже на ранних стадиях развития ребенка, так как часто сочетаются с грубыми нарушениями моторной сферы и глубоким системным недоразвитием речи.
У детей изучаемой категории нарушены врожденные рефлексы, они очень поздно начинают держать голову (к 6-9 месяцам), сидеть (к 12 месяцам), ходить (к 2-3 годам). Особо выражены у них нарушения мелкой моторики: плохо удерживают предметы в руках, с большим трудом овладевают точными дифференцированными движениями. Речь у детей данной категории появляется, как правило, к 6-7 годам в виде отдельных (часто лепетных) слов, коротких аграмматичных фраз. Их психическим процессам свойственны грубые нарушения, импульсивность, инертность, неадекватность.
Как правило, глубокий интеллектуальный дефект сочетается с тяжелыми нарушениями психомоторики и сенсорных процессов. Для обучающихся данной категории характерно нарушение точности и скоординированности движений, неумение различать правую и левую стороны тела, затруднения при ориенттации в пространстве. Младшим школьникам при тяжелых нарушениях интеллекта свойственны поверхностное, недифференцированное, глобальное восприятие предметов в целом, неспособность к их анализу, сравнению с другими объектами. При этом ошибки детей в области восприятия заключаются не в каких-либо аномалиях органов чувств, а в неумении их использовать и продуктивно перерабатывать полученную информацию.
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70—80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились специалистами разного профиля: психологами (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник); педагогами (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков); дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, С.Г. Шевченко). Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию - детей с временной задержкой психического развития.
Острейшая необходимость разработки вопросов обучения и развития младших школьников с нарушением интеллекта в сравнении с детьми с другими нарушениями, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. Переход школы на новые программы усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников.
По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности младшие школьники с нарушением интеллекта значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Целью данного исследования является анализ особенностей учебной деятельности младшего школьника с нарушением интеллекта.
Задачи:
1.Провести отбор литературы по данной тематике.
2.Рассмотреть особенности учебной деятельности детей с нарушением интеллекта.
3.Проанализировать формирование и развитие интеллекта.
Предмет исследования: анализ особенностей учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
Объект исследования: особенности учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
Методами психолого-педагогического исследования являются:
1.эмпирические – методы педагогических наблюдений (специализированное наблюдение, включенное наблюдение, сплошное и выборочное); изучение документов (письменных, статистических, монографических, кино и фотодокументы, картины); фонетические, технические продукты (чертежи, подделки)); изучение и обобщение педагогического опыта (педагогическое мастерство, новаторство, педагогические инновации); метод обобщения независимых характеристик ; метод интервью и беседы, метод анкетирования, метод рейтинга; метод самооценки – актуальность ретроспективная; метод педагогического консилиума; метод диагностирующих контрольных работ; метод педагогического эксперимента; научная экспедиция .
2.теоретические – моделирование; сравнительно-исторический анализ; причинно-следственный анализ; монографический метод; анализ; синтез; анализ и синтез; сравнение; абстрагирование; конкретизация; обобщение; индукция и дедукция.
База исследования – исследование проводилось на базе школы-интерната № 20 VIII вида г. Челябинска. В исследовании принимало участие 29 младших школьников
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-коррекционной программы по обучению и воспитанию младших школьников с нарушением интеллекта.
Не нашли готовую?