Особенности протекания периода адаптации первоклассников к школьному обучению
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...3
Глава 1.Теоретические основы проблемы адаптации первоклассников к школе...6
1.1.Проблема адаптации в психологических исследованиях6
1.2.Психологические особенности младшего школьного возраста10
1.3.Особенности адаптации первоклассников к условиям обучения в школе...13
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей адаптации первоклассников...18
2.1.Диагностическая программа исследования особенностей адаптации первоклассников...18
2.2.Анализ результатов исследования особенностей адаптации первоклассников...23
2.3.Рекомендации по работе с первоклассниками в период адаптации к школе...29
Заключение...34
Список использованной литературы...36
Приложения...39
Приложение 1...39
Приложение 2...40
Приложение 3...40
Приложение 4...42
Приложение 5...43
Введение
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
Адаптация к школе – процесс приспособления организма к новым условиям жизни. Этот сложный период каждый первоклассник переживает по-своему: у кого-то он проходит менее болезненно, кто-то испытывает большой стресс. Многие дети к концу первого месяца начинают заболевать, у других повышается нервозность, они становятся капризными и раздражительными.
Есть дети, которые переживают школьную адаптацию как-то необычно: они становятся более опрятными, ложатся спать без лишних уговоров, без напоминания умываются и чистят зубки, заправляют постель. Подобное поведение – не что иное, как своеобразное проявление стресса, оно проходящее, и проходит бесследно. Только в крайне редких случаях такое новообразование остается на всю жизнь.
Теоретической основой исследования выступили концепции личности отечественных психологов: Леонтьева А.Н., Лурии А.Р., Божович Л.М., Мухиной В.С., Петровского А.А., Прихожан А.М., Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько и др.
Цель исследования: изучение особенностей протекания адаптации первоклассников к школе и составление рекомендаций по работе с первоклассниками в период адаптации.
Объект исследования: адаптация как процесс приспособления ребенка к школе.
Предмет: особенности адаптации первоклассников к школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Раскрыть понятие «адаптация»;
3. Выявить особенности адаптации первоклассников;
4. Изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
5. Разработать диагностическую программу по исследованию адаптации первоклассников к школе;
6. Разработать рекомендации для родителей и учителей по работе с первоклассниками в период адаптации к школе.
Гипотеза исследования: Своевременное выявление уровня адаптации ребёнка к школе и создание определённых психологических условий снижает уровень школьной дезадаптации.
С целью исследования адаптации детей к обучению в школе были проведены следующие методики:
•Методика «Что мне нравится в школе»
•Методика «Краски»
•Методика «Классификация»
•Тест в картинках
•Анкета на школьную мотивацию
База исследования: 1 «Б» класса МСОШ г. Челябинска.
Количество испытуемых – 10 человек (девочек – 5, мальчиков - 5).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Особенности протекания периода адаптации первоклассников к школьному обучению (2)
Не нашли готовую?