СОДЕРЖАНИЕ
Введение...4
Глава 1.Теоретические основы формирования взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста...6
1.1.Взаимоотношения со сверстниками у детей дошкольного возраста: общая характеристика....6
1.2.Психолого-педагогические особенности взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста...11
Глава 2. Практическая часть...16
2.1.Констатирующий эксперимент...16
2.2.Рекомендации для педагогов...21
Заключение...25
Библиография...27
Приложение...31
Приложение 1...31
Приложение 2...32
Введение
В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интересов к проблеме общения. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию старших дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей.
Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют.
Дошкольный возраст — период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте молодая, но интенсивно развивающаяся область исследования возрастной психологии. Её родоначальником считается Ж. Пиаже. Он ещё в 30-х годах прошлого столетия привлёк внимание психологического сообщества к общению дошкольников со сверстниками, как к важному факту психологического развития ребёнка, способствующему разрушению явления эгоцентризма. Общение - важная составляющая общественной жизни ребёнка и то, насколько он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления.
Проблемы изучения общения связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. И. Лисиной, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Объектом нашего исследования является общение старших дошкольников.
Предметом исследования - процесс развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Целью нашей работы выступает изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи исследования:
1) Выявить основные психолого-педагогические особенности взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста;
2) Составить диагностическую программу для изучения взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста;
3) Анализировать результаты, полученных в ходе проведения диагностического исследования взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста и формулирование рекомендаций для педагогов по развитию взаимоотношений.
Методики исследования:
1. Метод наблюдения;
2. Социометрический метод в виде экспериментальной игры «Секрет» (Т.А. Репина).
База исследования: МДОУ №___ г. Челябинска.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Не нашли готовую?