СОДЕРЖАНИЕ
Введение...4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения…6
1.1. Развитие восприятия пространства и навыков ориентировки в пространстве в онтогенезе...6
1.2. Особенности пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения...8
1.3. Особенности организации занятий по адаптивной физической культуре для детей с нарушениями зрения...10
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития навыка ориентировки у дошкольников с нарушением зрения...14
2.1. Цель, задачи, методы эксперимента...14
2.2. Система коррекционных игр, направленных на развитие пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения...30
Заключение...35
Список используемой литературы...37
Введение
Ориентировка в пространстве является важной жизненной потребностью человека с нарушением зрения. Обучение и совершенствование способностей ориентироваться в пространстве у слабовидящих детей осуществляется в течение всей жизни.
Формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения – важная задача, решение которой поможет при подготовке детей к дальнейшей жизни.
Ориентирование в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения. Это обусловлено тем, что от того, насколько успешно будут сформированы умения и навыки ребенка со зрительной патологией во многом будет зависеть его способности ориентироваться в быту, на улицах города, на рабочем месте, в общественных местах.
Многочисленные исследования педагогов (Л.И. Плаксина, В.А. Кручинин, Е.Б. Островская, В.С. Сверлов, Л.И. Солнцева и др.) показали, что дети с нарушением зрения спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, а нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении.
Объектом исследования являются навыки пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предметом: процесс развития пространственной ориентировки в процессе адаптивного физического воспитания.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически доказать эффективность применения разработанного комплекса игр и упражнений, направленного на повышение уровня развитие навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
1.Проанализировать источники научно-методической литературы по проблеме адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
2.Определить исходный уровень развития навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3.Разработать и внедрить в процесс адаптивного физического воспитания коррекционно-развивающие игры и упражнения направленные на формирование навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования предполагалось, что реализация системы коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных на развитие пространственной ориентации способствует повышению уровня развития навыков пространственной ориентировки детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Методы экспериментального исследования:
1. Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирический (практический) метод: эксперимент.
База исследования: МДОУ №____ г.________
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Не нашли готовую?