ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…3
Глава 1.Теоретические аспекты применения инновационных технологий работы педагога с детьми в условиях ДОУ…6
1.1.Общая характеристика инновационных здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ…6
1.2.Концепции и программы развития здоровьесберегающей среды ДОУ…16
Выводы по первой главе…23
Глава 2. Практическая часть. Инновационные технологии работы педагога с детьми в условиях ДОУ № 348…23
2.1.Организация исследования…23
2.2.Результаты исследования…29
Выводы по второй главе…31
Заключение…32
Список использованной литературы..34
Введение
На сегодняшний день тема курсовой работы «Инновационные здоровьесберегающие технологии работы педагога с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения» является актуальной.
За последние десять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых пяти- семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10% [24]. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4 - 7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом [24]
Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного школьного возраста являются:
-падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;
-ухудшение состояние здоровья матерей;
-стрессы;
-дефицит двигательной активности;
-недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности, а порой просто нежелание уделять этим вопросам внимание;
-массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
-частичное разрушение служб врачебного контроля;
-неполноценное питание;
Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей обмена веществ, наличия критических периодов роста и развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает эффективность образовательного процесса.
Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения. Поэтому одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования послужило существенное ухудшение состояния обучающихся детей и подростков.
Актуальность данной проблемы непосредственно связана и с нарастающей интенсификацией учебного процесса. В связи с этим стоит задача сохранить здоровье ребенка в условиях интенсивного предметного обучения, нормировать учебную нагрузку и другие виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями детского организма.
Правительство Российской Федерации, Минобразование России придают большое значение вопросу охраны и укрепления здоровья детей.
Здоровьесбережение дошкольников для педагогического коллектива ДОУ является актуальным, так как решать вопросы развития дошкольника творчески можно лишь тогда, когда воспитанники не болеют, они здоровы.
Дошкольное учреждение - это та среда, в которой все функции осуществляются целенаправленно. В любом обра¬зовательном пространстве идет построение оптимального соотношения между реализацией функций образования и здоровьесбережения. С одной стороны, в дошкольном обра¬зовательном учреждении ставится цель подготовки ребенка к школе: к общению в коллективе; к учебной деятельности; к организации учебной работы. С другой же стороны, каждый из указанных аспектов может создавать определенную угро¬зу для здоровья детей.
Уничтожение традиционных воззрений на природу детского развития - характерная черта нашего времени. За последнее десятилетие акценты в общественном сознании существен¬ным образом сместились. Из объекта воздействий ребенок признается субъектом собственного развития, обладателем неповторимой индивидуальности, носителем личностного начала. Все чаще на смену категоричному требованию "Сфор¬мирую!" приходит осторожная заповедь "Помоги, но не навреди!" (5). Налицо многие признаки того, что взрослое сооб¬щество признало свои долги перед миром детства.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Существуют разнообразные педагогические формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии».
Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты применения инновационных технологий работы педагога с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – управление здоровьесбережением дошкольников в образовательном процессе.
Предмет исследования – инновационные здоровьесберегающие технологии работы педагога в ДОУ.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать инновационные здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.
2.Рассмотреть концепции и программы раз¬вития здоровьесберегающей среды ДОУ.
3.Исследовать инновационные формы работы педагога с детьми в условиях ДОУ № 344.
Гипотеза – управление здоровьесбережением детей будет эффективным, если разработать и внедрить в деятельность ДОУ инновационные тех*нологии работы педагогов, направленные на здоровьесбережение.
Не нашли готовую?