Содержание
Введение…3
Глава 1. Содержание основных понятий лидерства
1.1.Определение понятия «лидерство»….6
1.2.Лидерство как социально-психологическая категория…13
1.3.Лидерство и руководство. Лидер и менеджер…16
1.4.История теорий о лидерстве…19
Глава 2. Характеристика основных теорий лидерства
2.1.Теория черт и харизматическая концепция лидерства…22
2.2.Бихевиористические теории лидерства (поведенческие и психологические концепции)...24
2.3.Личностно-ситуационные теории лидерства…27
2.4.Функциональные, синтетические и иные теории лидерства…31
Глава 3. Эффективность применения теорий лидерства…35
3.1. Обеспечение эффективного лидерства…35
Глава 4. Практический пример. Подходы и концепции развития лидеров в компании «ВымпелКом»....39
Заключение…47
Список использованной литературы…49
Приложение…52
Введение
Актуальность. Лидерство и его природа волновали человечество во все времена, это вопрос, имеющий важное значение для любой цивилизации. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний и открытий. Весь ход исторического развития происходит путем взаимодействия, приспосабливаемости и столкновения людей, личностей, социальных общностей и групп, претендующих на верховенство, и тех, кто позволяет им быть таковыми. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется распределение ролей на руководителей и ведомых, лидеров и последователей. Зачатки лидерства можно проследить и в животном мире.
Существует множество толкований лидерства применительно к сферам жизнедеятельности: политика, психология, педагогика, наука, культура, управление, семья и т.д.
Уже древние мыслители обратили внимание на способность лидеров оказывать решающее влияние на действия людей, те или иные события.
Среди современных отечественных и зарубежных исследований можно условно выделить ряд направлений. Наиболее распространенное из них концентрирует внимание на личности как решающем субъекте лидерского процесса, малых группах, содержащих в себе основное поле сохранения человечества, а следовательно, и лидерских отношений (Левин, Морено, Г. Дженнингс).
Исследование лидерства отстает от потребностей общественной практики. Проблема исследования состоит в отсутствии научной теории, адекватно отражающей уникальный феномен общественной жизни -лидерство, его универсальную природу, интеграционный потенциал.
Получило широкое распространение сведение универсальной природы лидерства - формы регулирования всех общественных отношений к отдельным видам этих отношений - управленческим, властным. Произошла подмена приоритетов: родовое понятие "лидерство" стало выводиться из видовых понятий "власть", "управление". Такой разрыв взаимодетерминированной лидерской системы лишает ее родовых, сущностных признаков. Все основные звенья системы фактически переводятся в иное качество: лидеры - начальники, менеджеры, администраторы; последователи - ведомые, подчиненные.
Сущность феномена лидерства, его интеграционный потенциал проистекает из объективной потребности, зависимости сторон друг в друге. Нет ничего удивительного в том, что понятие "лидерство" привлекает столь большое внимание. В мире неоднократно одерживались невероятные военные победы, создавались могущественные корпорации и сильные профессиональные объединения, и все это благодаря дальновидности и руководству немногих лиц. Хотя и справедливо мнение о том, что не все лидеры становятся менеджерами, все же трудно себе представить преуспевающего менеджера, который не был бы хорошим лидером. Такое сложное и разнообразное поле деятельности, как лидерство, представляет собой особый вызов для человека, стремящегося найти его истоки и стимулы.
Представляется, что внимание к феномену лидерства не случайно и, более того, сам он в определенном смысле оказывается интегратором целого ряда серьезных проблем современного менеджмента. В частности, резко возросшая скорость изменений бизнес-среды привела к необходимости пересмотра знаменитой дилеммы "менеджер или лидер": теперь, когда делегирование полномочий является не исключением, а нормой, практически любой менеджер должен в той или иной степени владеть искусством лидерства.
Но наука породила такое множество теорий лидерства, что иногда трудно разобраться, применение какой именно из них уместно в данной управленческой ситуации. Для ответа на этот вопрос необходимо представлять проблемное поле лидерства. Этим определяется актуальность и научный интерес темы исследования.
Объект исследования – лидерство.
Предметом настоящего исследования является исследование теорий лидерства.
Цель – провести комплексный анализ основных теорий лидерства.
Цель определила решение следующих задач:
-определение понятия «лидерство»;
-исторической обозрение осмысления и развития темы лидерства;
-определение существующих основных теорий о лидерстве;
-классификация основных современных теорий лидерства;
-анализ постулатов основных теорий о лидерстве;
-выявить эффективность применения теорий лидерства;
-привести практический пример.
Методологическую основу исследования составила система различных методов, логических приемов и средств познания рассматриваемой темы.
Методами исследования в курсовой работе явились такие общенаучные, частные и специальные методы познания как системный, сравнительный, статистический, индукция, дедукция, анализ и синтез, метод комплексного подхода, логический. метод социологического исследования, наблюдения.
В ходе исследования были использованы работы Бовыкина В.И, Виханского О.С., Наумова А.И, Гительмана Л.Д., Глущенко Е.В, Гольдштейн, Г.Я.. Драчевой Е.Л, Кокуевой Ж.М, Ладанова И.Д, Трунова Д.Г и др.авторов.
Курсовая работа состоит из введения, основной части (4-х глав), заключения и списка использованных источников литературы.
Не нашли готовую?