Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Выявление нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Артикул:  11215
Предмет:  Логопедия
Вид работы:  Готовые курсовые работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  42  стр.
Стоимость:  490   руб.

Краткое описание


Курсовая работа  1

Тема: «Выявление нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

План

Введение…3

Глава I. Теоретические основы изучения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…7

1.1.Особенности речи детей с фонематическими нарушениями…7

1.2.Закономерности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста…9

1.3.Анализ диагностической литературы, направленный на выявление нарушений фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР…14

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…21

2.1.Диагностический комплекс, направленный на выявление нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников с ЗПР…21

2.2.Анализ результатов диагностики фонематического восприятия у детей 6- 6,5 лет с задержкой психического развития…29

2.3.Методические рекомендации по оптимизации процесса развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ЗПР…36

Заключение…38

Список использованных источников…42

Введение

В 50-60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость, в результате чего под руководством М.С.Певзнер, ученицы Л.С.Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости. Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование стойко неуспевающих учеников и анализ огромного массива данных лег в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР). Так появилась новая категория аномальных детей, не подлежащих направлению во вспомогательную школу и составляющих значительную часть (около 50%) неуспевающих учеников общеобразовательной системы обучения.

Работа М.С.Певзнер «Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных состояний» (1966) и книга «Учителю о детях с отклонениями в развитии», написанная совместно с Т.А.Власовой (1967), являются первыми в ряду психолого-педагогических публикаций, посвященных изучению и коррекции задержки психического развития (ЗПР).

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.

Актуальность исследования. По данным отечественных и зарубежных исследований, задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. Например, в России до 30% детей дошкольного возраста имеют проблемы в обучении и воспитании. Они испытывают большие трудности в обучении из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи. 

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Речь - ведущая функция, определяющая готовность ребенка с ЗПР к школьному обучению. Наряду с правильным звукопроизношением, способностью различать и дифференцировать акустические признаки звуков, достаточным уровенем сформированности словаря, речевую готовность во многом определяет умение ребенка логично и связно высказываться. Академик В.В.Виноградов назвал грамматический строй «организующим центром языка» 

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из главных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.[5]

Как отмечают в своих исследованиях Ю.Г.Демьянов (1967) Т.А.Власова (1984), С.Г.Шевченко (1987), Р.И. Лалаева (1992), С.В.Зорина (1998) и др., речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы. Особенности речевого развития данной категории детей могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с дефектами звукоразличения), у других - лексико-грамматические.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР включает в себя специальные занятия для развития фонематического слуха, эти занятия так и называются «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте». Программа обучения рассчитана на 2 года. Дети, поступающие в группы для детей с задержкой психического развития, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Занятие по «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте» ведет учитель-логопед или дефектолог, для этих занятий разработана специальная программа С.Г.Шевченко. Но нигде в литературе не описывается, что должен делать воспитатель, который работает с детьми с задержкой психического развития, для осуществления более эффективной коррекции фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: создание системы работы, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР, имеющими фонетико-фонематические нарушения.

Предмет исследования: фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: разработать систему работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста и выявить оптимальные для этого условия.

Гипотеза исследования: развитие фонематического восприятия, как одного из ведущих направлений в подготовке детей к обучению в школе, может быть успешно осуществлено, если:

- в основе воспитательной работы будет лежать принцип комплексности;

- в основе воспитательной работы будет лежать принцип системности;

- формирование фонематического восприятия будет связано с развитием всех компонентов речи;

В соответствии с целью, предметом, выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1.Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике, и обосновать понятийный аппарат исследования.

2.Выявить условия эффективного развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного.

3.Разработать систему коррекционных занятий по развитию фонетико-фонематической системы речи.

Практическая значимость: результаты исследования позволяют рекомендовать диагностический комплекс для работы логопеда, т.к. выявляют особенности развития фонематического восприятия у детей. 

База исследования: МБДОУ “ЦРР – д/с №3” г.Тулы. 

Контингент исследования: 10 детей с ЗПР.

...
...

Способы оплаты: