Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей с ФФНР старшего дошкольного возраста

Артикул:  11218
Предмет:  Логопедия
Вид работы:  Готовые курсовые работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  70  стр.
Стоимость:  490   руб.

Краткое описание


Содержание

Введение...3

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР…6

1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ФФНР…6 

1.2.Формирование фонематических процессов в онтогенезе…20 

1.3.Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в обзоре специальной литературы...26

Глава 2. Методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР…38

2.1.Диагностический инструментарий для выявления уровня развития фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР...38

2.2.Результаты диагностики уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР…48

2.3.Комплекс упражнений по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР...59

Заключение…70

Литература…70

Введение

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.

Нарушения речи многообразны. Они имеют различное выражение и зависят от причины и структуры дефекта.

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука,  может в разной степени ухудшаться и его воспри¬ятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Эти дети относятся к категории детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи. В эту категорию относят детей с ринолалиями функциональными и смешанными дислалиями и легкой формой дизартрии.

Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.

Таким образом, становится ясно, что вопросы изучения особенностей логопедической работы по преодолению несформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН приобрели особую актуальность.

Цель исследования: разработать программу развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и выявить оптимальные для этого условия.

Объект исследования: фонематическое восприятие детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Особенности фонематического восприятия детей данной категории.

Предмет исследования: логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста будет результативной, если в программу включить методики Волковой Л.С., Голубевой Г.Г.,  Коноваленко В.В., Коноваленко В.С., Волковой Г.А., Дьяковой Н.И., методику диагностики речи детей 6-7 лет Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Разработать диагностическую программу исследования состояния фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

3.Выявить состояние фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

4.Разработать программу, направленную на развитие фонематического восприятия у данной категории детей с использованием специальных игр и упражнений.

Методологической и теоретической основой исследования явились методики следующих авторов: Волкова Л.С., Голубева Г.Г.,  Коноваленко В.В., Коноваленко В.С., Волкова Г.А., Дьякова Н.И., методика диагностики речи детей 6-7 лет Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой.

Методы исследования: в соответствии с целью гипотезой и задачами работы в ходе данного исследования применялись организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный), эмпирические методы (обсервационный, экспериментальный, психодиагностический, праксиметрические примеры анализа речевой деятельности, биографический), количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретационные методы.

Практическая значимость исследования заключается в поиске адекватных методов и средств логопедической работы, способствующих более эффективной коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, что будет способствовать преодолению у них имеющихся речевых нарушений, позволит активизировать их последующую учебную деятельность, предупредить развитие у них дисграфии, увеличить коммуникативные возможности и как следствие будет способствовать социализации детей данной категории.

База исследования—МДОУ №2 «Солнышко» г. Киреевска.

Контингент—10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. 

...
...

Способы оплаты: